Интервью Даниэля Лавуа. Даниель Лавуа в конечном счете <i>/альбом ICI/</i>
     
  111  
 
Даниель Лавуа в конечном счете /альбом ICI/
Daniel Lavoie : Finalement

Дата выхода интервью: 1995-09-01

 
Оригинальный текст интервью
 
Песни этого робкого романтика поставили его в один ряд с основными авторами-композиторами-исполнителями. Обладатель множества наград, он возвращается с новым альбомом (Ici). Четыре года ожидания. Это долго, очень долго даже для поклонников певца. Теперь представьте себе, чем это было для Daniel Lavoie, заинтересованного больше всех, тем более что это чистилище было отягчено договорными спорами, которых не пожелаешь даже своему злейшему врагу. Его подвиг во всем этом? Ici, спокойный, мягкий диск, почти безмятежный; альбом, который слушаешь от первой и до последней песни, не пропуская ни одной.

Возможно, в отличие от множества других артистов, к новому произведению Daniel Lavoie привыкаешь спокойно. Дело в том, что в отличие от Long courrier в нем нет песен, которые бы заметно выделялись. Нет Qui sait? или Jours de plaine, но все неразрывное, текучее, в форме действенного поп-джаза по возможности. Это также диск, который, как мне кажется, обладает более строгими аранжировками, менее сложными, чем его предшественник, против чего певец возражает.

"Там был абсолютно сознательный выбор - сделать минимум синтезаторов и украшательств. Ладно, попробовали сделать сжато. Но надо было, чтобы это все же звучало. Я работал над ним вдвое больше, чем над Long Courrier. Он лучше отшлифован. В Long Courrier были синтетические аранжировки, тогда было легко это сделать, но мне хотелось чего-то, что текло бы из источника. Я взялся за это из любви к французской песне, уже два или три года, как я погрузился в Leo Ferre, Charles Aznavour, Gilles Vigneault и все эти чудесные аранжировки духовых и струнных инструментов. Однажды снова откроют все это и найдут, что это и вправду было не так плохо."

С момента выхода альбома много критиков увидели в нем откат назад для Lavoie. Не столько в отношении качества, сколько в стиле. Многие считают также его его диск Nirvana Bleu близким родственником Ici, а он был зарегистрирован более 15 лет назад. Когда я брал у него интервью, альбом еще не вышел, но уже чувствовалось, что автор-композитор готовился отражать удары. Таким образом, никакая критика еще не появилась, но Lavoie часто рассуждал о важности удивления и самообновления.

"Это точно, многие говорили о возврате назад в песне в том, что касается меня, сообщил он. Но на уровне аранжировок и звуков это не возврат, это не то, что было прежде. Это очень реальные и специальные звуки. Несомненно, нет впечатления погружения в старые диски Азнавура. Даже если используются духовые и струнные инструменты, то чувствуется 1995. На этом уровне, я думаю, они удивляют. У меня нет никаких претензий, я не хочу сделать революцию в мире. Это лишь маленькие различные оттенки, которые создают что-то, что будет нравиться".

В отличие от Long Courrier, здесь точно нет основных мелодий. Жанр песни, которая, начиная с припева, показывает это, не исключая все-таки песни-основы. И в этом случае мне показалось, что Nantucket действительно лучше всего представляет современного Daniel Lavoie. Медленная, почти скрытая, с аранжировками джазовой трубы, которая располагает к мечтательности. Почти литературная, она касается именно джаза (Chet Baker) и путешествия, две дорогие для певца темы.

"Это правда, Nantucket - песня-стержень альбома. Возможно, ты так думаешь не без оснований. Marc Perusse и я, когда начали работать в январе прошлого года, провели две недели в поисках чего-либо, сами не зная чего. Мы пережили нечто вроде существенного кризиса, потому что создавалось впечатление, что мы никуда не идем. Даже сказали друг другу, что не стоит продолжать вместе, поскольку не получается идти в одном направлении. Потом в конце недели Марк позвонил мне, чтобы сказать, что нужно найти основную идею альбома. Он послушал кассету моего выступления на Интернациональном джазовом фестивале в Монреале. И он сказал мне - сделаем джазовый диск - мне очень понравилась эта идея, но я не осмеливался, даже зная, что мы собираемся сделать альбом поп с оттенками джаза. Но не джазовый диск, я не чувствую в себе способности его сделать. На следующий день мы занялись Nantucket и он стал начальной точкой.

Это важно - найти подходящую обработку. Мы могли бы сделать ча-ча-ча, мамбо или рок из этой песни. В общем, ты можешь сделать все, что угодно, это сырой материал."

И потом, что ты сделал, в конце концов, с этой песней, которая такая неторопливая, одновременно радостная и меланхоличная?

"Нужно было найти цвет. Когда он найден, то это уже что-то, представляющее собой интерес. После этого все пошло. Эта песня дает оттенок, который продолжился во многих других песнях, иногда заблудившись. Но это остается всегда в щетках, в духовых музыкальных инструментах. Это не акустический альбом, а электроакустический."

Забавно, но в сущности эту песню написал не Lavoie, а Louise Forestier.

"Я хотел, чтобы именно женщина приложила руки к тексту, признает он. Они заставляют меня говорить вещи, которых я обычно не говорю. Я пошел к Луизе. Она уезжала в Nantucket, Massachussetts и потом она написала ее там. Она мне вручила текст по возвращении и на следующий день у меня была песня. Я нашел ее потрясающей. Текст приятно петь, он хорошо звучит и заполнен ономатопеями. Я думаю, что ассоциации остаются надолго. Я люблю смешивать мужскую-женскую двойственность. Не могу назвать конкретный пример, но, в общем-то, есть вещи, которые я не осмелился бы написать. Действительно, когда я их пою в первый раз, я испытываю нерешительность. Я думаю, что женщины менее стыдливы, чем я. Я очень стыдлив и считаю это недостатком. Ничего не поделаешь, это не исправишь. Это генетическое. Как алкоголик - он может перестать пить, но остается алкоголиком."

Должно быть, ждать четыре года, прежде чем прийти в студию, должно быть голгофой для того, кто выбрал профессию Lavoie. Туда приходят, сомневаясь в себе, чувствуют, что пишут что-то бесполезное или даже занимаются не своим делом.

"Я был вполне доволен появлением в студии. Прошло два года, которые я ждал, чтобы сделать диск. Альбом был уже написан, но существовали проблемы, которые мешали мне его выпустить. Потом, когда все наконец началось, я отметил 50-летие. Из-за этого я задерживался, я не имел права работать и это меня выводило из себя. Я очень много работаю, с утра до вечера, никогда не останавливаясь. Когда я в вынужденном отпуске, я ищу ben plate. У меня было 25 песен. Это плохо, потому что я любил их все. 12 или 13 из них остались в тетради. Вынуждаемые выпуском, мы работали 12 часов в день, 7 дней в неделю в течение последнего месяца".

Все уже, наверное, прочитали о перипетиях, касающихся административных неприятностей Lavoie. Во время выпуска его диска, этого было предостаточно, каждое интервью начиналось с этой темы. Как он сам признается, ему еще чрезвычайно тяжело об этом говорить. Но поскольку так много было написано в течение этой пытки, что ему трудно не возвращаться к этому.

"С Gestion Son, Image я начинаю с чистого листа. Мы договорились очень хорошо. Я занимаюсь, насколько возможно, своими делами и у меня есть организация, которая мне дает отличную работу. Позиция Франции, и это много обсуждалось в газетах, очень сложная и враждебная. Это то, где эмоционально я могу достаточно легко вспылить. Альбом был зарегистрирован во время этих административных столкновений. Я думаю, что никогда не имел столько удовольствия писать. Это позволяло мне вырваться из всего происходящего. Когда я концентрируюсь на записи, то могу неплохо уединиться. Потом это стало необходимым. Конечно, это сильно повлияло, это точно. Запись являлась частью терапии. Остальное слишком сложно. Это истории контрактов. Не думаю, что это интересует публику".

Следующая фраза очень проста, но она очень хорошо подводит итог ситуации:

"Сейчас, когда я все проиграл EMI France, я скажу, что Ici - мой первый альбом."

Lavoie настроен позитивно и уже знает направление, которого будет придерживаться будущие годы:

"Таким образом, это первый диск триптиха. Позже я сделаю еще один диск с Marc Perusse, потому что мне действительно этого хочется, и вам не придется долго ждать. В последнее время Francois Dompierre и я сделали серию шоу с l'Orchestre de chambre de Hull, фортепиано и 20 струнных. Это была фантастично. И это прозвучит, друг мой, в третьем альбоме, я возьму кусочки из двух предыдущих альбомов и кое-что еще в этом оформлении. Сделаем перезапись с оркестром из 75 струнных и акустическим фортепиано. И это будет... Вы можете быть в этом уверены!"

________________________________________________________________________________________________________________

Авторы: неизвестен ;

Сайт создан и поддерживается поклонниками Даниэля Лавуа с целью популяризации его творчества info.lavoie@yandex.ru
Авторы переводов: Наталья Кривонос, Алла Малышева, Лиза Смит
© Воспроизведение переводов возможно только с разрешения администрации сайта и с указанием ссылки на источник