Интервью Даниэля Лавуа. Даниэль Лавуа, от Манитобы до Олимпии
     
  111  
 
Даниэль Лавуа, от Манитобы до Олимпии
Daniel Lavoie, du Manitoba à l'Olympia

Дата выхода интервью: 1988-01-01

 

 
Даниэль Лавуа после 15 лет ожесточенной работы стал знаменитым певцом франкофонного мира. Об этом свидетельствуют радио-опросы, продажа его дисков, и энтузиазм, вызываемый у публики его появлением. Обольстительный, с черными волосами, бархатными глазами, мягким, приглушенным голосом, этот уроженец французской Манитобы легко очаровывает, скорее околдовывает всех зрителей.

Как большая часть артистов сцены, Даниэль Лавуа представляет собой тонкую смесь чувственности, робости и упрямства. Он испытывает то желание водить «ягуар» лишь ради удовольствия, то потребность замедлиться и пустить все на самотек в бесшумный, восстанавливающий силы покой. Лавуа ни опьянен успехом, ни снедаем амбициями. Спокойный и безмятежный, он не пренебрегает все же ни тем, ни другим. Он привыкает, набирает силы и развивается вот уже два десятилетия, знак качества, который отличает его, это благодарность публики, которая идет вместе с ним, взрослея.

Этот успех он долго ждал или, скорее, он долго работал над ним. С начала 70-х он готовился жить сильными моментами, которые сегодня свойственны его карьере. «Прошло достаточно времени, прежде чем действительно все пошло хорошо, - признается Даниэль Лавуа, - но я продолжал упорно делать свое дело и, альбом за альбомом, я развивался. Каждый раз я вкладывал чуть больше денег, осмеливался на большее, приглашал все более хороших музыкантов и увлекался вещами все более и более сильными. На самом деле, если бы мне сопутствовал успех с первых дисков, возможно, впоследствии я бы многое сделал по-другому. Честно говоря, я и вправду так думаю. Когда что-то хорошо получается в одной области, часто нужно переходить к другой, чтобы двигаться вперед, расти…».

Но слава может покинуть корабль также быстро, как она там появилась, и Даниэль Лавуа, возможно, знает это лучше, чем кто-либо еще. После альбома Nirvana bleu, который имел большой успех как здесь, так и во Франции, Даниэль Лавуа снова был забыт. Aigre doux, How are you, следующий альбом, был настоящей катастрофой. Нулевые продажи и минимальная выручка. Что касается критики, то она была уничтожающая. «После этого поражения я провел два года, спрашивая себя, стоит ли мне заниматься этой профессией. Но вместо того, чтобы рассиживаться и тонуть, я решил дать отпор и начал работать над Tension Attention, который имел большой успех. В том же году во Франции я снова пережил примерно такое же явление со своим новым диском. Публика ждала еще один Ils s'aiment, и мы еще раз оказались в вакууме. Нужно было действовать, чтобы взять ситуацию в свои руки».

Эта песня, Ils s'aiment, стала для Даниэля Лавуа краеугольным камнем успеха, который его сопровождает и в настоящее время. «Это песня поражает людей до глубины души, затрагивает самое сокровенное, что в них есть. Она затрагивает их достоинство, уважая то, что они чувствуют к такому огромному чувству, как любовь. Молодежь, панки, рокеры, политики, старики, мужчины, женщины, эта песня написана универсально. Она стала чем-то большим, чем песней. Сам того не зная, в Ils s'aiment я затронул нечто общее. Впрочем, сегодня она звучит так же, как и четыре года назад».

Работая упорно, но не становясь одержимым, Даниэль Лавуа принимает вызов. Он любит соперничество. Как в тот первый раз, еще подростком, когда он уехал из своей родной деревни с нулевым культурным багажом, чтобы завоевать большой город, в колледж иезуитов. С первого раза, без подготовки, маленький Лавуа смог встретиться лицом к лицу с большим миром. «Когда я приехал в Сен-Бонифас, я был фермером, никем, деревенским мальчишкой, и я должен был справиться с этим первый раз в жизни. Мне было 13 или 14 лет, и я осознал, что у меня ничего нет и что нужно очень много работать, чтобы не дать себя раздавить. Иногда мы получаем уроки, которые оставляют неизгладимые следы».

Решено, с того самого времени, чтобы не быть побежденным, Лавуа активно двигается вперед. Он любит риск, но умеренный. «Я впечатлителен, эмоционален», признается он. Спокойная стыдливость ремесленника

Когда его называют «артистом», Даниэль Лавуа как бы отодвигается, отступает на шаг назад, это слово пугает его, отталкивает. «Для меня артисты – это Бах, Бетховен, Моне, Рембрандт, Генри Миллер. Я никогда не считал себя артистом. Я всегда предпочитаю слово artisan, потому что не чувствую в себе таких качеств, как в этих людях. Возможно, когда-нибудь я почувствую себя артистом. Тогда я вам это скажу! Фактически, я всегда думал, что искусство более свободно, чем песня; популярная песня настолько связана с бизнесом, пластмассой, рекламой и чем-то искусственным. Возможно, слишком выспренно будет называть ее искусством. Это так же, как кино, есть небольшое количество фильмов на фоне общего количества их производства, которые можно назвать настоящими произведениями искусства. Песня и кино – это способы общения, которым удается иногда подняться до другого уровня, но в подавляющем большинстве – это бизнес. »

Довольно стыдливый и определенно очень честный, Лавуа не любит преувеличивать, пускать пыль в глаза и людей, которые строят из себя невесть что, особенно когда они не способны реально сделать что-то. И он также строг с самим собой, как и с другими. Возможно, самый требовательный из критиков. Но он сознает, что его профессия склонна создавать иллюзии, поддерживать мифы и иногда трудно плыть против течения. «Если это не причиняет никому вреда, говорит он, выдумка может даже быть забавной! »

«Знаете, когда меня просят помочь молодым певцам, я стараюсь разрушить мифы, насколько это возможно. Стараюсь рассказать правду, пока они не увязли в этом слишком глубоко, помешать им, чтобы однажды с ними не случилось то, что с людьми, которых я знаю, чтобы они не проснулись в 30, 32 или 35 лет, понимая, что у них нет необходимого таланта. Даже если они верят этому, они могут оказаться в полной нищете, вынужденные переживать очень тяжелые моменты. Меня ведь тоже привлек когда-то миф. Я мечтал стать знаменитым. Но в 25 лет, после нескольких лет повторяющихся катастроф, я решил перериентировать свою карьеру. Я должен был сделать выбор и спросил себя, пою ли я ради того, чтобы иметь успех или потому что мне это действительно нравится. Когда я искренне смог себе сказать, что занимаюсь этим по любви, только тогда смог продолжать. В противном случае я бы прекратил. Это слишком требовательная профессия. Чертовски строгая. »

Известность, Даниэль Лавуа не знал ее еще четыре или пять лет назад. В течение десяти предыдущих лет он был очень беден. «Я одевал своего сына в поношенную одежду, ездил в старой машине. Долгое время моя жизнь была «поношенной», я все время что-нибудь латал и собирал». Даже если сегодня успех преобразил материальную жизнь Даниэля Лавуа, эти годы «тощих коров», на протяжении которых ремесленник ковал свою личность, очень ярки в его памяти.

Относительная важность корней

Даниэль Лавуа возвращается при случае в Манитобу, которая видела, как он рос, в основном для того, чтобы повидать семью. У него остались не слишком хорошие воспоминания об англоязычной Канаде, и эти чувства не улучшились сейчас по отношению к ее нынешним жителям. «Я уехал оттуда потому, что англоязычные канадцы Виннипега долго издевались надо мной. Я чувствовал себя негром в этой провинции, которая, тем не менее, была и моей тоже ». Несмотря на все это, Даниэль Лавуа чувствует, что он родом оттуда и привязан к своим корням.

«Все же Манитоба - потрясающая страна. Я приезжал туда прошлым летом и ужасно расстраивался, уезжая. Это страна света и больших просторов. Страна воздуха, где хорошо себя чувствуешь. К несчастью, в качестве франкофона среди океана англофонов жить очень тяжело. В моей родной деревне, основанной в конце 19-го века, где по-французски говорили на протяжении 80 лет, больше не говорят ни слова на этом языке. Сейчас там все по-английски. Осознавая размах этой ассимиляции, мне кажется, что мне отрезали корни, что это мешает жить ».

Еще он помнит манеру поведения жителей Манитобы в то время, когда он там жил, по отношению к квебекцам. «Мы смотрели на квебекцев примерно так же, как квебекцы смотрели на французов. Они приезжали, как завоеватели, важничали и не переставали нам говорить, насколько в Квебеке все лучше.

Потом, когда я поселился здесь, я понял, как понял впоследствии, приехав во Францию, что в реальности все не так. Фактически, не так уж много мест, настолько привлекательных, как Квебек. Здесь резкая смесь умных людей и подонков. Если я решил, что остаюсь здесь, уехав из Манитобы, то это потому, что здесь мне хорошо, здесь я нахожу что-то важное для себя.»

"Но профессия певца здесь более трудна, чем в других местах по причине количества населения. Во Франции, например, певец всегда может сделать турне по 200 маленьким городам и тем самым выйти из трудного положения, но я бы не стал гнать себя во Францию ради того же самого. Даже если это трудно здесь, в Квебеке, мне хочется остаться дома и потом, в любом случае, вот вам еще один миф, который я не люблю поддерживать: страдающий артист. Находятся люди, которые отлично выходят из трудного положения в этой проклятой жизни! А песня, ею всегда нелегко заниматься, где бы ты не был."

Конечно, маленькие вылазки во Францию позволяют Даниэлю Лавуа заниматься своей профессией с большим «комфортом» и встречать другую публику. Наряду с этим, естественно, существуют и выгодные финансовые стороны. Нищета, это было вчера.

Соединенные Штаты строили ему глазки, но Даниэль Лавуа не хотел бы там жить. Максимум, на что бы он согласился – деловой проект. Нужно было бы также сопровождать диск в хорошо организованной рекламной компании, в передачах на радио и телевидении. Операция обольщения!

Человек принципов

Но Даниэль Лавуа не силен в уступках. Он не готов всем пожертвовать ради славы в США. У него есть несколько принципов, которым он упрямо следует. Он всегда стремится избегать совершать поступки, которые могут разочаровать людей, которые в него верят. Сниматься в рекламе пива, он оставляет это другим. Также вы никогда не увидите его с сигаретой в руке. Важные детали... «Мои принципы – это моя страховка. Они не дают мне оступиться.»

В зависимости от определенных ценностей, которым он придает большое значение, он выбирает и профессиональное окружение. Даже гарантированный успех не заставит его переступить этот барьер. Даниэль Лавуа знает смысл слова «целостность».

«Я очень люблю деньги, как и все, но никогда не продам душу дьяволу, чтобы иметь их. Возможно, это одна из причин, по которым мне потребовалось столько времени, чтобы стать тем, кто я есть. Я не хотел бы потерять уважение людей, которых люблю, ради алчности. Это принципы, которые могут казаться наивными и устаревшими в этом мире материалистов, но я их соблюдаю! Просто я хочу жить в мире с самим собой». Так что он живет текущим днем, а не в зависимости от неопределенного и непредсказуемого будущего. Как философы цзен, которые предаются созерцанию, он предпочитает делать каждый день лучшим днем своей жизни. «Это требует от меня работы и определенной дисциплины, но это необходимо, чтобы полноценно жить сегодняшним днем. Единственный способ справляться с трудностями.»

Даниэль Лавуа с его романтическим видом и внешностью обольстителя женщин, слишком часто сходит за красавчика-певца. «Я не нахожу необходимым следить за всем, что люди думают обо мне. Слухи и отчасти неверные представления на самом деле довольно полезны для меня», говорит он с легким оттенком иронии в голосе. Но в глубине души в Даниэле Лавуа нет ничего похожего на Хулио Иглесиаса. На его восьмом альбоме можно насчитать всего три песни о любви с большой буквы Л. Не нужно путать форму и содержание и особенно полагаться на имидж. Слащавость его не интересует, и ярлыки вызывают у него неприятие.

«Для меня удовольствие в жизни состоит в занятии моей профессией, перешагнуть высшую ступень. Но не совсем так, как для многих. Конечно, мне бы хотелось, чтобы люди видели во мне не только соблазнителя и преодолели этот образ, но, в конце концов, это решит только публика.»

С другой стороны смех не страшит его. Он доказал это, одевшись как для маскарада, в который превратилась его интерпретация песни Ferdinando Marcos. «Знаешь, я так много раз выглядел смешным. Я уже почти верю в то, что это одна из очаровательных сторон моей профессии. Можно валять дурака перед 2 000 человек, и они будут аплодировать. Свобода для тебя – выпускать наружу свои дурачества, да еще тебе за это и заплатят. Нет, смех никому не вредит. Но вот что, напротив, я не люблю, это когда меня считают не тем, кто я есть на самом деле или приписывают мне то, о чем я даже не думал. «Вот тогда я действительно могу разозлиться!»

Что касается внешнего вида, он считает, в конце концов, что это действительно важно, напрямую связывает его с приходом своего успеха. "Я не слишком кокетлив от природы, -говорит он. - Вначале я одевался кое-как, причесывался кое-как. И чувствовал себя отлично. Никого не завоевывал и не соблазнял женщин."

"Однажды во Франции мне сказали, что если я хочу пробиться, мне нужно сменить образ. Мне уже это говорили двадцать пять человек, но поверьте, в тот раз это прозвучало намного убедительнее. Тогда мы пошли и купили новую одежду, и модную, и классическую, это создало цельность, завершенность моего персонажа и этот «грим» создал нечто отличающееся от того, что было прежде. Возможно, это связано с моим успехом, возможно, нет, но в любом случае, это случилось одновременно. Внешний вид определяет образ, который легче очертить, образ, который все же похож на меня. Вопрос маркетинга. Как М в MacDonald!"

Ускользающий, сдержанный, серьезный, даже таинственный, Даниэль Лавуа – страстно увлеченный человек, видящий жизнь и музыку с ясностью, освещающей человека, который любит…

________________________________________________________________________________________________________________

Авторы: Franco Nuovo ;

Сайт создан и поддерживается поклонниками Даниэля Лавуа с целью популяризации его творчества info.lavoie@yandex.ru
Авторы переводов: Наталья Кривонос, Алла Малышева, Лиза Смит
© Воспроизведение переводов возможно только с разрешения администрации сайта и с указанием ссылки на источник