Радиопередачи Даниэля Лавуа на Радио Канада. <br /> <b>Notice</b>: Undefined variable: myrow in <b>/home/u235699/lavoie.ru/www/radio.php</b> on line <b>33</b><br />
     
  111  
 
Выпуск 50
Дата выхода: 2011-06-26
 

"Лавуа либр", начали!

Ветер, который знает все, ветер, который видит все,
скажешь ли ты мне, что за колодец,
что за башня, душа или сердце,
дерево или слово, на котором держится жизнь.

Добрый вечер и добро пожаловать на 50-й выпуск "Лавуа либр". Когда прошлым летом я начинал этот марафон, мне и в голову не приходило, что я зайду так далеко. 50 выпусков и более тысячи музыкальных произведений, я до сих пор беспрерывно делаю для себя новые открытия. Однако сегодня вечером я дам вам послушать моих друзей, тех, что занимали особенное место в передаче в этом году. И поэзия, книга, подходящая для лета, когда вы много гуляете, для дорог во время вашего отпуска, "Пешие дороги" ("Les chemins de pieds"), ваши, наши - незаменимый Жиль Виньо (Gilles Vigneault). Книга, вышедшая в издательстве "Nouvelles Éd. de l'Arc" в 2004 году.
Но для начала - один из моих друзей по музыке, зовущий в потрясающее путешествие, Меркан Деде (Mercan Dede), турецкий музыкант и композитор, по последним сведениям живущий в Монреале, таинственная личность, которую никто никогда не видел, у него нет даже фотографий на вкладышах к дискам. И все же его музыка, очень настоящая, до предела насыщенная странными образами.

Звучит Mercan Dede “Dem”
Звучит Jordi Savall “Der Makam No 118”

Еще один из тех, кто открыл мне не только свой талант, но и замечательную музыку как среднего Востока, так и классического репертуара - Жорди Саваль (Jordi Savall). Я не часто говорю об этом, но на "Лавуа либр" я решил не ставить современную французскую песню, а музыку лишь тех, кто нас уже покинул. Вот один из них, которого мне очень не хватает. Временами мне едва удается его слушать - такую боль мне причинила его смерть. Но боль расставания утихает с годами. Сейчас, и очень к месту, с хорошим чувством юмора по отношению к данной теме - "Le croque mort" с Сильвэном Лельевром (Sylvain Lelièvre).

Звучит Sylvain Lelièvre “Le croque-mort à coulisse”
Звучит Celso Fonseca “Meu carnaval”

Одно из самых восхитительных для меня открытий этого года, да чего уж там, чувственное и приятное - бразильская музыка. Я был немного знаком с ней, но довольно давно не слушал, что в ней происходит. А она все еще есть, со свойственными ей чувственными ритмами, с интеллектуальной гармонией. Смесь того и другого весьма приятна. Это были Челсо Фонсека (Celso Fonseca) и Рональдо Бастос (Ronaldo Bastos).
В этом году мы часто слушали Реджину Картер (Regina Carter), джазовую скрипачку. И вот Реджина Картер, играющая практически классический репертуар с Бориславом Струлевым - "Après un rêve" Габриэля Форе (Gabriel Fauré).

Звучит Gabriel Faure “Apres un réve, op 7 No 1”

В каждом жесте я вижу, как истекает время.
В каждом слове я слышу, как время замирает.
Слово говорит мне: "Осталось мало дней".
И в каждом жесте – двойной смысл.

Звучит Franz Schubert“Romance, D 797 No 3B”

Я много раз представлял вам эти небольшие "Песни" ("Lieder") Шуберта в исполнении Алекси Дешарма (Alexis Descharmes) и Себастьяна Вишара (Sébastien Vichard). Поначалу я сомневался, а потом быстро подпал под обаяние Шуберта, сыгранного, а не спетого.
Сейчас - один мой друг, отличный пианист, который в следующей композиции играет на всем - контрабас, ударные и особенно - фортепиано. Жан-Франсуа Гро (Jean-François Groulx), с уважением к Дюку Эллингтону (Duke Ellington), "For Duke".

Звучит Jean-François Groulx “For Duke”
Звучит Anoushka Shankar “Ghost story”

Постоянные слушатели передачи, возможно, узнают, - что это я говорю, -наверняка узнают Аннушку. Аннушку Шанкар (Anoushka Shankar), да-да, дочь Рави (Ravi Shankar), которая пошла другим путем, не таким, как ее знаменитый отец, и тем лучше для нас. Это была "Ghost story".
А теперь - бельгийский композитор Эктор Зазу (Hector Zazou), чрезвычайно привлекательную музыку которого я открыл для себя в начале 90-х годов. С годами я потерял его из виду. И вот недавно я узнал, что он покинул нас, переселившись в лучший мир, если этот мир вообще существует. Я решил посмотреть, что он нам оставил. Вот композиция с его последнего альбома, первооткрыватель жанра, музыка сдержанная, но в тоже время летящая, разных культур и поколений. Проект, подготовленный в сотрудничестве со Суара (Swara). Эктор Зазу, "Hool ki seva", произведение, несомненно, перекликающееся с композициями Аннушки Шанкар.

Звучит Hector Zazou “Hool ki seva”
Звучит Zoë Keating “Flying and flocking”

Мы слушали Зое Китинг (Zoë Keating), чертовски красивую и очень талантливую девушку. Она сделала нам диск сольных записей виолончели, в котором много накладывающихся друг на друга слоев, создающих интригующие, великолепные, очень современные пейзажи, чрезвычайно разнообразные. И все это - с помощью лишь четырех струн своего инструмента. Вот так.
А теперь - две певицы, которые воспринимались в едином духовном пространстве. Волнующее, замечательное сходство. Моран (Maurane), поющая нам Нугаро (Claude Nougaro), а следом - Нана Каими (Nana Kaimi).

Звучит Claude Nougaro “Il faut tourner la page”
Звучит Nana Kaimi “???”

Какие эмоции! Нана Каими (Nana Kaimi). Я дам вам, нет, нам немного передохнуть. ... Музыка, обращающаяся больше к разуму, чем к сердцу. Уф! Хотя кто знает, как они связаны между собой, и как великие эмоции вселенной снова овладевают нами. И теперь квартет "Kronos" и хорал Петериса Васкса (Peteris Vasks).

Звучит Peteris Vasks “Quatuor No 4”
Звучит Kendrick Scott “Journey”

Это был Кендрик Скотт Оракл (Kendrick Scott Oracle) и "Journey". Кендрик Скотт Оракл - это барабанщик и композитор, который умеет творить музыку из ударов своих палочек. Он пишет современный джаз, являющийся приятной смесью абстрактной музыки и песни. Такая смесь мне кажется особенно удачной в пьесе "Journey".
Теперь - кусочек музыки из фильма "Hable con ella". Альберто Иглесиас, "Trincheras/Decadance". "Декаденс" или "декаданс", не знаю, как точно. В испанском и французском языках произносится по-разному. Тревожная музыка, подчеркивающая настроение еще более тревожного фильма. История, оставляющая нам больше вопросов, чем ответов.

Звучит Alberto Iglesias “Trincheras”

Старая церковная фисгармония чахнет в ...
между двумя старыми подсвечниками и четырьмя очень старыми канделябрами.
И все это разрушается, а когда старашься забыть "Кредо" и "Кирие",
мотеты и старые церковные песнопения.
Музыка запрещена, и старый орган недоволен.
Я хотел бы отвлечь его от тоски, вообразить,
что глубоко ночью вернулся хор стареньких певчих,
чтобы спеть несколько псалмов в свете одного из светильников.
Но таков уж король этого королевства, что старая изгнанная фисгармония
в итоге научилась молчать.
Я хочу уважать ее тайну. Да будет так.

Звучит Khalil Chanine “Monastère”

Те несколько раз, когда я ставил "Monastère" Халиля Шанина (Khalil Chanine), многие из вас писали мне, как сильно он вам понравился. Это музыкальное произведение принадлежит к числу тех, от которых чувствуешь себя немного виноватым, когда их любишь. И все же в нем отлично сыграли струнные, их приятно слушать, они волнуют.
В начале сезона я давал вам послушать часть концерта №2 Шостаковича в исполнении его внука. Нисколько не желая потеснить Дмитрия-младшего, вот еще одна интерпретация, в этот раз Марка-Андре Амлена (Marc-André Hamelin) и BBC оркестра, с самым хрупким звучанием, та его сторона, которую так редко можно встретить в его произведениях, и талант Марка-Андре выявляет ее в совершенстве.

Звучит Dimitri Chostakovitch “Concerto No 2, op 102”
Звучит Deller Alfred “Drink to me only with thine eyes”

Это был Альфред Деллер (Deller Alfred), контр-тенор, который уже давно покинул нас. Очаровательная старинная песня "Drink to me only" на стихи Бена Джонсона (Ben Jonson), современника Уильяма Шекспира, написанная в 1616 году и положенная на музыку неизвестным композитором. Старинный хит 19 века.
Сегодня вечером не будет Майлса Дэвиса (Miles Davis), но мне не хочется заканчивать сезон без прощального привета ему. Сейчас - пересмотренный вариант одной из его выдающихся композиций с диска "Birth of cool". "Big band" Джо Ловано (Joe Lovano), версия немного более танцевальная, лучше аранжированная, чем оригинал. "Birth of cool".

Звучит Joe Lovano “Birth of cool suite”

И вот ноги ведут тебя по нахоженной тропе.
Образ мыслей у людей не меняется.
Одной ногой на пороге, другой у твоего изголовья.
Ты должен идти своей дорогой.
Выбраться из клетки, найти свой путь, вернуться домой - это долгое путешествие.
Так говорил старый человек такому же, как он сам.
Уйти никогда не поздно, говорил он в сущности себе самому. ...
у тебя в ушах, симфония топота копыт, словно караван идет, песок прекрасен.
Несмолкаемый шорох этой симфонии, звук шагов как барабан,
кони любви зовут тебя, время коротко.
Молодой человек пускается в дорогу, провожаемый взглядом.
Любовь, надежда и сомнения идут с ним.
Выбраться из клетки, найти свой путь, вернуться домой - это долгое путешествие.

Звучит Pat Metheny “Silent movie”

Это был Брэд Мелдау (Brad Mehldau), Пат Мефени (Pat Metheny), которые умеют делать хорошие вещи. Два знаменитых музыканта, которым уже не надо ничего доказывать, у каждого из них есть свое заслуженное место на "Лавуа либр", которое непременно сохранится за ними в будущем сезоне.
Еще один из тех, кто сохранит свое место в сентябре, будет - не сомневайтесь даже! - Висенте Амиго (Vicente Amigo), который, особенно, если он выпустит новый альбом, сделает нас, меня, счастливым. Так что вот он, с одной из его композиций, разнородной, виртуозной, как только Висенте умеет делать, "Vivencias imaginades".

Звучит Vicente Amigo “Vivencias imaginades”
Звучит Béla Flek “Big country”

Это была "Big country". Гитара - Майк Маршал (Mike Marshall), контрабас - Эдгар Мейер (Edgar Meyer), банджо - Бела Флек (Béla Flek). Самое лучшее в этом жанре.
И чтобы завершить передачу - старинная музыка Пюрселла (Henry Purcell). Для тех, кто любит виолу да гамба, здесь целый ансамбль виол да гамба, от самой большой до самой маленькой. На самом деле у них гораздо более красивые названия: контрабасовая виола (la contrebasse de viole), большая басовая виола (la grande basse de viole), басовая виола (la basse de viole de gambe), дискантовая виола (la viole de gambe tenor), альтовая виола (la viole de gambe alto), сопрановая виола (la dessus de viole) и высокая сопрановая виола (la pardessus de viole). Насколько мне известно, мы услышим их все в этой "Fantasias" Пюрселла в исполнении Fretwork. Пюрселлу легко удастся заставить нас вспомнить даже о самом великом Иоганне Себастьяне.

Звучит Henry Purcell “ Fantaisie, Z 735 ”

И со слезами на глазах я должен объявить вам об окончании "Лавуа либр" в этом сезоне. Спасибо за ваши письма, спасибо за то, что вы меня слушали и ободряли. Странным образом я чувствую, что вы здесь, по-настоящему здесь, словно нет огромного расстояния, разделяющего нас. Я переживаю, покидая вас на лето. Мне было очень приятно повсюду собирать огромный репертуар нашей маленькой планеты для вашего и моего удовольствия. Я проведу лето в поисках новых красивых произведений. Надеюсь, вы будете здесь в сентябре, когда мы возобновим "Лавуа либр" на 2011-2012 годы. У меня был "золотой" режиссер, у которой энциклопедические познания в классической музыке, и которая помогла мне представить вам добросовестно сделанные и наполненные эмоциями передачи. Спасибо, Одиль Маньян! Спасибо Пьеру Левеку и всем техническим работникам, благодаря которым выходила в свет эта передача.
Стихотворения сегодня были Жиля Виньо, из книги "Пешие дороги" ("Les chemins de pieds"), вышедшей в издательстве "Nouvelles Éd. de l'Arc" в 2004 году. И на дорожку - на летнюю дорожку - "Styx 3" Канчели (Giya Kancheli).
С вами был Даниэль Лавуа. Я желаю вам хорошего отпуска, обнимаю вас всех и желаю вам доброй ночи и приятных снов.

Звучит Henry Purcell “ Fantaisie, Z 735 ”

 

 

ВНИМАНИЕ! Интервью записано на слух, и может содержать неточности. Пожалуйста, если Вы нашли ошибку в нашем переводе, напишите нам об этом по адресу info.lavoie@yandex.ru

________________________________________________________________________________________________________________

Сайт создан и поддерживается поклонниками Даниэля Лавуа с целью популяризации его творчества info.lavoie@yandex.ru
Le site est créé et tenu à jour par les admirateurs de Daniel Lavoie dans le but de la popularisation de son œuvre.
Авторы переводов: Наталья Кривонос, Алла Малышева, Лиза Смит
© Воспроизведение переводов возможно только с разрешения администрации сайта и с указанием ссылки на источник