Радиопередачи Даниэля Лавуа на Радио Канада. <br /> <b>Notice</b>: Undefined variable: myrow in <b>/home/u235699/lavoie.ru/www/radio.php</b> on line <b>33</b><br />
     
  111  
 
Выпуск 2
Дата выхода: 2010-07-11
 

Все кончится, все начнется,
огонь в душе становится все тяжелее,
и неопределенная форма облаков,
веки опускаются.
Вся история будет крутиться вокруг нас,
и воздух будет взбаламучен, когда мы встретимся.

Добрый вечер! Добро пожаловать на этот маленький отрезок времени, который мне доверил "Espace musique". Надеюсь, вы не попали в пробку, а в воскресенье вечером это часто бывает, и те, у кого нет загородного домика, смеются над теми, у кого он есть. С вами Даниэль Лавуа, добрый вечер. Передача называется, как вы правильно услышали, "Лавуа либр". Этим я заранее хотел сказать, что выбрал музыку из 60 лет музыкальной булимии в надежде разделить с вами мое удовольствие. Ладно, булимия - это, вероятно, слишком сильно сказано, скажем лучше, любовь, страстная привязанность к музыке всех направлений. Я дам вам послушать ту музыку, что не утратила своего вкуса после многократного прослушивания, выдержала испытание временем. Еще я прочитаю вам несколько небольших стихотворений, осмелюсь на это, они проскользнут то там, то тут между музыкальными произведениями. У меня есть небольшая коллекция стихотворных брошюрок. Знаете, такие небольшие книжечки в 100 страниц? Их никогда не бывает достаточно, это прямо болезнь. Найденные случайно, иногда у торговцев подержанными книгами, иногда в книжных магазинах, я дам вам ими пользоваться все лето. Сегодня все стихи взяты из книги, которая называется "Морские зарисовки" ("Portraits de mer") Элен Дорион (Hélène Dorion), опубликованная в "Clepsydre" в 2000 году, в начале тысячелетия.
Я опять хочу начать неделю с Меркана Деде (Mercan Dede). Если вы были здесь на прошлой неделе, то помните, что Меркан Деде тоже был здесь. Меркан Деде - музыкант турецкого происхождения, живущий в Монреале. Один мой большой друг делал монтаж фильма о биодинамическом сельском хозяйстве, на самом деле очень хороший фильм, и он искал музыку, чтобы в совершенстве передать атмосферу фильма. Он много говорил мне об этом, мы часто говорили на эту тему. Он из числа перфекционистов, тех, кто не прекращает поисков, ищет, ищет, ищет повсюду, повсюду в мире, и вот однажды он звонит мне и говорит: "Меня покорил Меркан Деде. Я думал, он живет в Париже, он должен был жить в Париже, я хотел с ним увидеться, я его искал, искал, всюду искал, а оказалось, он живет в вовсе не в Париже, а в Монреале, прямо здесь!" И немного позже, благодаря моему другу, я смог с ним встретиться, с этим удивительным музыкантом, прежде всего флейтистом, а еще техником и композитором, который сам записывает свои диски, конечно, с музыкантами, как мы скоро услышим. Закройте глаза, послушайте и скажите, ну разве это не похоже в совершенстве на образы, иллюстрирующие биодинамическое сельское хозяйство в Аиде?

Звучит Mercan Dede «Hininga»

Однажды моя мама купила одну из тех коллекций "Reader's digest", не знаю, помните ли вы их, в общем, это была такая коллекция светло-голубых пластинок, которые продавались в больших коробках по 10-12 дисков. В этот раз это была национальная мировая музыка. Я думаю, это была музыка народов мира, но когда мне было 9 или 10 лет, я безостановочно слушал всю музыку моей матери, потому что это все, что у меня было. Я обожал путешествовать с этой странной музыкой, я стал, в силу обстоятельств, большим поклонником египетской, ливанской, алжирской, марокканской, индийской музыки. Это монотонная музыка, где все происходит в одном тоне. Совсем не так, как у Моцарта. Почему именно у Моцарта? А вы послушайте хорошенько, что будет дальше. У кого-то рождается идея, блистательная, говорят одни, смешная, говорят другие. На самом деле, у Юга де Курсона (Hughes de Courson) и Ахмеда аль Магреби (Ahmed al Maghreby) возникла идея сделать "бутерброд" из Моцарта и традиционной египетской музыки. Получилось настоящая, вы сейчас сами поймете, самая настоящая музыка для воскресного вечера.

Звучит Wolfgang Amadeus Mozart «Symphonie No 40 »
Звучит Dave Holland « Mazad »

Авторы последней пьесы – Ануар Брайем (Anouar Brahem), Джон Серман (John Surman) и Дейв Холланд (Dave Holland). Околдовывающая музыка, не знаю, уместно ли здесь это слово. Когда я в прошлом году был в ..., я пошел поискать диски Ануара Брайема, Джона Сермана и Дейва Холланда. Мне очень нравится этот регион планеты, где постоянно происходит куча, куча, куча всяких событий, очевидно, слишком много для тех, кто там живет. Ирак, Иран, Афганистан, Босния, Югославия, Египет, где потрясающая музыка и культура. Там есть одна страна, где, чудесным образом, все достаточно спокойно. Ну, как спокойно, по меньшей мере, о ней не говорят постоянно в выпусках новостей. Я имею в виду Болгарию. Единственная страна в мире, где сочиняют мелодии в размере 23/14. Мы проще, мы пишем музыкальные произведения в размере 4/4, 3/4, 6/8, а они вот - в 23/14. Трудно их читать, если ты не местный. Первый раз, когда я услышал, как это звучит, я сидел в машине и ждал свою жену, она должна была выйти с какой-то встречи. Я помню это так, как будто это было вчера, так же, как я помню, где я был, когда убили президента Кеннеди. Моя жена опустила стекло, а потом настал чудесный момент - я услышал его, голос другого мира.

Звучит Krasimir Kyurkchiyski «Kalimandou denkou»

Не знаю, как это получается, но у меня слезы на глаза наворачиваются, когда я слушаю эту музыку, я даже не знаю, откуда это берется. Есть моменты, когда это случается со всеми слушателями разом, когда на всех разом нахлынут эмоции, и уже неважно, откуда это берется.
Я говорил вам на прошлой неделе, что этим летом из французской песни будут произведения или умерших авторов, или ... Вот один из них, пришедший к нам из 80-х годов, Жерар Депардье (Gérard Depardieu), да, вы правильно расслышали, Жерар Депардье, аранжировщик Эктор Зазу (Hector Zazou), и - давайте, надевайте свои танцевальные туфли - настал танцевальный момент вечера!

Звучит Hector Zazou « I'll strangle you »

Это была музыка, чтобы проснуться, разбудить тех, кто уже подремывает за рулем, а у вас же дети, надо возвращаться, выпить бутылочку винца, поесть, 4 хот дога, 3 гамбургера, а потом - за руль, а тут попали в пробку, и вот вы уже засыпаете за рулем. Жерар Депардье разбудит вас.
Поговорим о танцах. Вот человек, который написал их множество за свою жизнь, очень популярных, вдохновивших много любовных историй. Я говорил о единственном и неповторимом Карлосе Жобиме (Antônio Carlos Jobim), когда мы, слушали, как поют одну из его чудесных мелодий, только голос и гитара. Это большущая вкусняшка!

Звучит Antônio Carlos Jobim «Por toda a minha vida»

Остров. Тишина. Вода. Чувствуешь, как отдыхаешь.
Течение. Душевный покой и отдых от всего,
что с нами происходит. Хрупкость. Частица.
Лодка теней, переправляющаяся в необъятность.
Она переполняется голубизной.
То, чего она касается в своем путешествии, заполняет ее всю,
и внезапно жизнь пронизывает ее покачивание.
Тесная близость с источником.
Остров. Тишина.
В какой восход в итоге мы перенесемся?

Звучит Clara Moreno «?? »

Кто-то (думаю, что это был мой басист в Квебеке, в то время это был Пьер Эбер) дал мне этот диск - "Still life (Talking)" Пата Мефини (Pat Metheny), он много слушал и обожал Пата Мефини, он сказал мне: "Слушай, это потрясно!", и он был прав. В первый раз я послушал его композицию, когда она зазвучала, у меня создалось впечатление, что она написана под бразильским влиянием. Это музыка, которая была удивительна, когда она только что появилась, 20 лет назад. Сейчас порой спрашиваешь себя, почему. Первое впечатление, скорее всего. Но в 1985 году, когда все с ума сходили по новым полифоническим синтезаторам, это было ново и органично. Смесь виртуозности, легкости, чувственности, которая очень нравилась моим друзьям-музыкантам, моему басисту Пьеру Эберу своей смесью традиционной и джазовой музыки. Итак, "Minuano" Pat Metheny Group, которая датируется, мне кажется, 1984 или около того.

Звучит Pat Metheny «Minuano »

Тень орла скользит по мосту.
Если я подниму глаза, то не увижу в небе ни одной птицы,
не видно ни одного тела.
И вскоре мрачная фигура появляется на море.
В круге чистой голубизны нет ни облачка,
куда можно было бы пристать.
Так ищу ли я того, кто всколыхнул тень в моем сердце? ...
Так ищу ли я, откуда тот ветер, который решает,
быть ли путешествию?

Звучит Dave Douglas «Bal Masque»

Как часто можно услышать: "Совершенства не существует, совершенства не существует". Совершенство существует! Я могу вам это доказать прямо сейчас. Сегодня утром как ни в чем не бывало я ел совершенный тост: идеально поджаренный, хрустящий, теплый... Вот оно - совершенство! Так вот, прелюдия Клорин Клоска (Corinne Kloska) в исполнении Клорин Клоска - это еще большее совершенство, чем мой тост. Я влюбился в Клорин Клоска, хм, я влюбился... Конечно же, я влюбился в диск Клорин Клоска, найденный случайно, в разделе фортепианной музыки в Аршамбо где-то в Квебеке. Как следует послушайте эту прелюдию для фортепиано - это как поедание совершенного тоста!

Звучит Karol Szymanowski «Andante ma non troppo en si mineur»

День снова закрывает двери, обретает серость заката,
свежесть набежавшей тени.
Пока песок дышит среди водоворотов меняющейся земли,
я поджидаю под бурлящей аркой горизонта приближающуюся лодку.
За штурвалом - усталость от жизни и ночь, подходящая этому миру.

Звучит Karol Szymanowski «Andante con moto en re mineur»

Может быть, вода - это излишек неба,
положенный на землю,
вжимающийся в нее, как сплав тела и души в последнем огне,
излишек жизни, брошенный на жизнь, изнашивающий дни и пожирающий семена?
Может быть, вода - это память о пристани,
к которой подходят наши берега?

Звучит Karol Szymanowski «Andantino en re bemol majeur»
Звучит Karol Szymanowski «Andantino en si bemol mineur»

Романтично, а? Красиво! Как рег-тайм, смешанный с Шопеном, красивая смесь. Поговорим о романтиках. Вот один из них, чистый и бескомпромиссный – Гонзало Рубалькаба (Gonzalo Rubalcaba). И Чарли Хейден (Charlie Haden). Чарли Хейден - это контрабасист, которого вы должны были часто встречать, на множестве дисков, потому что Чарли Хейден принимает участие примерно в 8 дисках в год с самыми разными людьми. В основном они всегда очень качественны. Вот кое-что романтическое из Кубано Шмальца (Cubano Schmaltz). Шмальц, да, но на высоком уровне.

Звучит Gonzalo Rubalcaba «???»

Согласитесь, ну согласитесь, что это как мохито, чуточку слишком сладкий, точно, чуточку слишком сладкий. Сейчас - несколько пейзажей. Да, я знаю, пейзаж - это когда красивая природа, изредка - красивая картина, но иногда и музыка. Такие вещи получаются уникальными и различными для каждой пары ушей, которые их слушают. На прошлой неделе я немного говорил вам об этой музыке, что приходит к нам с севера. Не с дальнего севера, а с севера Европы. Вот уже несколько лет норвежцы и шведы взялись за джаз, очень норвежским и шведским способом. Я дам вам послушать, а вы мне скажете, что вы об этом думаете. Басист Ларс Даниэльсон (Lars Danielsson), он сыграет композицию, которая называется "Melody on wood", контрабасист не лишен здравого смысла, а следом за ней - Вольфганг Хаффнер (Wolfgang Haffner) и Чак Леб (Chuck Loeb) с пейзажем - что я вам говорил? - норвежским. Итак, "Melody on wood" и "Nightsong".

Звучит Lars Danielsson « Melody on wood »

Ты смотришь с моря, пытаешься увидеть лес,
деревья, ветви и листья, похожие на мутные волны,
где катятся и дробятся дни.
Увидеть свое собственное существование,
каждый год, переходящий в следующий год.
Шаг за шагом дорога ... слышен плеск.
И под непрозрачной глубиной угадывается вся жизнь:
водоросли, рыбы, ракушки, там истощается время.
Спящий скоро проснется, репетируя свое существование.
Посмотри на море...

Звучит Wolfgang Haffner «Nightsong»

ОК. Морис Дюрюфле (Maurice Duruflé). Морис Дюрюфле был знаменитым органистом, а также преподавателем музыки в Париже на протяжении почти всей своей жизни. Почти все свои годы он писал реквием и несколько небольших вариаций на грегорианские темы. Это почти все. Очень мало. И все же, когда слушаешь его знаменитый реквием, ну может быть, не совсем знаменитый, не все его знают, когда его слушаешь, появляется искреннее желание, чтобы он написал больше. По-видимому, по меньшей мере судя по тому, что у меня есть, он был глубоким перфекционистом, критическим и очень строгим к своей работе. Вообразите композитора, который является своим собственным... Ладно. Расстанемся с этим чудесным реквиемом, который здесь прекрасно сыгран и записан Мишелем Плассоном (Michel Plasson). Мишель Плассон дирижировал, а может быть, дирижирует и сейчас симфоническим оркестром Тулузы с Анной-Софи Вон Отер (Anne-Sofie Von Otter). Если вы его не знаете, бросайте все и слушайте! Это грандиозно!

Звучит Maurice Duruflé «Requiem, op 9»

Движение вод, черта пены колеблется туда-сюда.
Волна, нарастающая и откатывающаяся.
Кипение облаков, они там, там, невидимые,
кажется, протянувшиеся дальше, чем на самом деле,
и они - все то, что не понимаешь.
Мир вокруг - это точная мера вещей.
Туман, колючки, ливень, лава.
Чистый баланс нашего неразгаданного существования.

Звучит Maurice Duruflé «Requiem»

Кто помнит о месяце девы Марии? Вы помните о месяце девы Марии? Ведь именно в этом месяце поют "Tantumergo". "Tantumergo" Мориса Дюрюфле напоминает мне о моем раннем детстве. Но, чтобы остаться в привычной атмосфере, немного Пярта (Arvo Pärt). Арво для души, минималистская и удивительная музыка, особенно когда ее поет Даниэль Тейлор (Daniel Taylor). Однажды в Брюсселе я зашел в одну церковь, там был уличный музыкант, контр-тенор, который пел в церкви со своим маленьким усилителем, со своими записями. Чрезвычайно толстый мужчина с голосом такой чистоты, что церковь, вернее, кюре, позволял это, и даже поощрял его присутствие, несмотря на его ящик для сбора денег. Это было удивительно, прекрасно, почти как Даниэль Тейлор.

Звучит Arvo Pärt «Es sang vor langen jahren»

Скоро я переверну песочные часы другого путешествия.
Парусник уже удаляется и уносит с собой часы восхода
в эту сияющую геометрию, которую я завершил.
Какой проход открывается между этими жгучими островами от руки,
преисполненной уверенности!
Я лишь вскользь коснулся мрака, приблизился к непостижимому.
...дышит единственный в мире.
Проходят века и громко звучат в высшей точке моей жизни,
шелестят новыми годами, теми, в которые я иду, теми, где я сейчас.
Мне дан лишь фрагмент тайны в тех глубинах,
где решается время, на которое мы привязаны к земле.

Звучит ??? «???»

Чтобы задать нам вопросы, чтобы сказать "Алло!", чтобы наговорить глупостей, да и ладно, их мы читать не будем, пишите нам на lavoielibre@radio-canada.ca. Мы прочитаем все, что, что вы пришлете. Не глупости, а все остальное. Режиссер – Лю Трамбле, техник - Себастьян Эпель, выбор музыки мой, а стихотворения все Элен Дорион из книги "Portraits de mer".

Звучит Leo Ferre «???»

 

 

ВНИМАНИЕ! Интервью записано на слух, и может содержать неточности. Пожалуйста, если Вы нашли ошибку в нашем переводе, напишите нам об этом по адресу info.lavoie@yandex.ru

________________________________________________________________________________________________________________

Сайт создан и поддерживается поклонниками Даниэля Лавуа с целью популяризации его творчества info.lavoie@yandex.ru
Le site est créé et tenu à jour par les admirateurs de Daniel Lavoie dans le but de la popularisation de son œuvre.
Авторы переводов: Наталья Кривонос, Алла Малышева, Лиза Смит
© Воспроизведение переводов возможно только с разрешения администрации сайта и с указанием ссылки на источник