Радиопередачи Даниэля Лавуа на Радио Канада. <br /> <b>Notice</b>: Undefined variable: myrow in <b>/home/u235699/lavoie.ru/www/radio.php</b> on line <b>33</b><br />
     
  111  
 
Выпуск 36
Дата выхода: 2011-03-20
 

«Лавуа либр», начали!

Читает стихотворнение Фернана Дюмона:
Они ушли, когда опустился вечер,
Совершенно удивленные
Глядя на остывающее лето
На наши печали, наши детские вечера
И потом иногда
Они возвращаются
В твоем лице или в зеленом растении
Которые умоляют через меня
О той же неутолимой жажде
Дети всегда одиноки,
Как утро, как дождь.

У нас снова воскресный вечер, и вы снова с «Лавуа либр». Добрый вечер, с вами Даниэль Лавуа, надеюсь, у вас сегодня приятный день. Мне всегда немного неловко произносить такого рода общие пожелания по радио, так как я знаю, что в среди вас, конечно же, есть 5-6 человек, у которых день был адским. Ну что ж, вы в правильном месте, чтобы подлечить ваши раны и перевести дух. Сегодня вечером слова, выбранные Фернаном Дюмоном в сборнике, который называется «Утренний ангел» («L’ange du matin»), прекрасное оригинальное издание которого у меня есть, подписанное самим мэтром Дюмоном, издательство Мальт, опубликованный в 1952 году, дамы и господа. Что же касается музыки, то сегодня вечером будет Филип Гласс (Philip Glass) в разных формах и, конечно же, маленькая чашечка фламенко. Еще будет Шимановский (Szymanowski), старый добрый Биг Банд (Big Band) с Дюком Эллингтоном первым (Duke Ellington). Но для начала продолжим маленький тур по Африке с Баллаке Сиссоко и Демба Камара (Ballaké Sissoko et Demba Сamara). Я говорю "маленький тур", так как он часто пролегает по Мали, который предлагает нас целую палитру таких удивительных артистов, как Рокиа Траорэ (Rokia Traore), Мальян, и в том же списке Буйка и Элис Реджина (Elis Regina) - среди моих любимых певиц.

Звучит Rokia Traore “Yere Uolo”
Звучит Ballake Sissoko “Yaro”

«Яро» («Yaro») в исполнении Баллаке Сиссоко и Демба Камара на диске под названием «Томора» («Tomora»). Хотите, повторю? «Яро» в исполнении Баллаке Сиссоко и Демба Камара на диске под названием «Томора» («Tomora»). Вот, а теперь «Танго дель Арко Бахо» («Tangos del Arco Bajo»), и я оставлю вас догадываться, кто тот полубог, который ее исполняет.

Звучит Vicente Amigo “Tangos del arco bajo”
Звучит Sabrina Malheiros “Brisa mar”

Мы слушаем бразильскую певицу <…> восхитительно, как и все остальное, Сабрина Малерос (Sabrina Malheiros). А до нее с гитарой был, да-да, Висенте, нет больше никого, кто звучал бы как Висенте, разве что изредка Херардо Нуньес (Gerardo Nuñez) или Томатито (Tomatito), когда они витаминов наедятся, но никогда вы не услышите этих правильных, чистых и безошибочных линий, которые предлагает нам друг Амиго (игра слов – «амиго» по-испански означает «друг») вот уже лет десять. Когда я увидел, что Дюк Эллингтон сделал аранжировку к «Rhapsody in blue», я нажал на кнопку «купить», так что вот, для вас, «Rhapsody in blue», переработанная и исполненная заново Дюком Эллингтоном и его «Big Band». Честно, да-да, вам понравится это восхитительное произведение.

Звучит Duke Ellington “Rhapsody in blue”
Звучит Kenny Wheeler “Forks”

Когда Майлса Дэвиса (Miles Davis) начало заносить со его дисками в стиле "фьюжн" (fusion, повторяет название по-французски), я нашел Кенни Уиллера (Kenny Wheeler), который для меня оставался в том звуке, который мне нравится. Я купил один диск, потом два, а потом на несколько лет меня самого занесло к саксофону. Диск 1999 года, с Кенни Уиллером на трубе и Брайаном Дикенсоном на рояле. Сначала я воспринимал его как Майлса Дэвиса, которым он, конечно же, не мог быть, но сейчас я считаю, что ему удается настоять на своей индивидуальности. По крайней мере я так считаю. И сейчас кое-что решительно норвежско - Хельге Льен Трио (Helge Lien Trio).

Звучит Gamse “Amapola”

Читает стихотворнение Фернана Дюмона:
Я видел глаза, тесные,
Словно скованные цепями,
Улыбающиеся изо всех сил,
Как трава в дождь.
Но глубоко внутри
У них болтливая теплота.
Им нужна была бы, поверь мне,
Потайная комната
Возле заснеженных ветвей.

Звучит Philip Glass “The needle”

«The needle», «Игла» Филипа Гласса, взятая с «Monsters of grace» (повторяет название по-французски: «Des monstres de grace»), в переводе это не так хорошо звучит, мне кажется. Весьма неплоха эта очень мантрическая, очень повторяющаяся музыка. Я даже осмелюсь употребить слово «гипнотическая». Сейчас вы крепко спите, вы не помните ничего, кроме 63 тактов этого адажио из «Каприза» («Caprice») Паганини. Конечно же, вы знаете «Каприз» Паганини в обработке Шимановского, исполненный Алиной Ибрагимовой.

Звучит Niccolo Paganini “Capriccio”
Звучит Sergio Assad “Andalucia”

Ах, красиво, правда? Это была пьеса до такой степени драгоценная, ну, я говорю так – драгоценная – потому что мне кажется, что это в самом деле настолько красиво. Наверное, есть в ней кусочки действительно драгоценные. Ее исполнили братья Ассад, Серджио и Одэр (Sérgio et Odair Assad), вместе с Наджа Салерно-Сонненберг (Nadja Salerno-Sonnenberg) – скрипка, «Андалузия» («Andalucia»). И, да, чувствуется, что это живое исполнение, все так волнующе, красное вино, помидоры, и, конечно, не забыть о розмарине и тимьяне. М-м-м.
Марк-Андре Амлен (Marc-André Hamelin), волшебник. Пианист, у которого рояль поет, дамы и господа, его звучание личное, утонченное и мощное. Клавишные настолько мастерские, что забываешь о технике исполнения и улетаешь на крыльях музыки. Сомневаетесь? Послушайте!

Звучит Francis Poulenc “Intermezzo”

Одиночество рассвета,
Плывущего возле спящего дерева,
Запах утренних снов,
Когда душа, медленно
Освобождающаяся шаг за шагом от листьев и будущего,
Снова обвешивается своими таинственными секретами,
Просвещает
И свертывается возле живых.

Звучит Maurice Ravel “Sonata”

Медитативный Равель. Медленно разворачивающаяся соната для скрипки и виолончели, с двумя музыкантами из квартета Борромео (le Quatuor Borromeo). Где ты, мой красавчик Ромео? (игра слов: beau Roméo - Borromeo), ну в самом деле, почему бы и нет? Сами попробуйте сказать – «Borromeo». Ладно, ладно, правильно будет – БоРРомео, с двумя «Р». Сейчас снова прозвучит Филип Глас (Philip Glass), который мог бы стать альтернативой вашему диску Баха для виолончели, который вы слушали по меньшей мере восемь тысяч раз, и которому вы бы, возможно, хотели найти замену в том же жанре, так ведь? «Songs and poems for solo cello», а не Бах, разумеется. Но это все же красиво. Музыка Филипа Гласа, сыгранная Венди Саттер (Wendy Sutter).

Звучит Philip Glass “Song No 6_1”

Читает стихотворнение Фернана Дюмона:
Le sentier du matin
Voit le soir descendre
Et le prélude entend déjà
La mort toute prochaine
Mémoire, soeur muette
L’itinérant se tord
Saoulé de temps perdu
Crachant les racines brisées
Lourdes odeurs de l’enfant mort , mémoire,
Écrase de ton pas montant avec les rêves
Les dernières ésperances qui saignent à nos fronts
Après tant des crépuscules
Утренняя тропка
Видит опускающийся вечер
И чувствует предвестие
Близкой смерти.
Память, немая сестра,
Странствие вьется,
Пресыщенное потерянным временем,
Харкающее оторванными корнями.
Тяжелые запахи мертвого ребенка, пямять
Подавляет своей поступью, возносящейся ко снам,
Последние надежды, кровоточащие на наших лбах
После стольких закатов.

Звучит Philip Glass “Song No 6_2”
Звучит Gabriel Faure “4E Mouvt”

Уухх! Вот так заканчивается это произведение. На протяжении нескольких недель вы заметите это, я питаю слабость к Форе (Fauré). В моих поисках редкой и превосходной музыки, чтобы предложить вам, я часто встречаю его. Произведения Форе многогранны, и эти грани почти всегда блистательны. Великий композитор. Если я скажу вам трио Альборанс, скорее всего, вам это ни о чем не скажет. <…>. И до этого года я тоже о нем ничего не знал. Теперь я знаю, ну или подозреваю, что это, должно быть, итальянцы. Послушайте этот отрывок, послушайте, как он располагается во времени, как навязывает свою архитектуру, это мюзикл длиной в 5 мин 46 сек.

Звучит Paolo Paliaga “Balkan air”
Звучит Yo-Yo Ma “Yanzi”

Уникальная, совершенно оригинальная музыка – Йо-Йо Ма (Yo-Yo Ma) и The Silk Road Ensemble с таинственной певицей и этим восточным стилем, которого становится все больше вокруг нас. А теперь трое музыкантов, которые сейчас займут место между нашими ушами и своими смычками. Веселая и совсем не заумная музыка. Единственное, что у них неудачно – выбор названия. Группа называется Triosense. Неплохо? Название их песни – «Мой лучший друг» («Mon meilleur ami»). Вот.

Звучит Triosence “My best friend”

Читает стихотворнение Фернана Дюмона:
Бог мучений идет
Ведя по стене рукой
К аромату истины
И ночь, следующая за ним
Движется и шумит
Вечер уходит к созревающему ветру
Вдохновению солнца.

Звучит Maurice Ravel “Piece en forme de habanera”

Равель, это была «Piece en forme de habanera», с острейшим вкусом хабанеро, исполненная Джеймсом Энесом (James Ehnes) и Эдвардом Лорелем (Eduard Laurel). Теперь похоронный марш, очень стоящий и грустный. Но в своем роде очень красивый. Но грустный. «L’ultimo giorno» Даниэля Милля (Daniel Mille). Конечно, в нем есть трагедия, плохая новость, каких, к несчастью, случаются миллионы каждый день повсюду на нашей дорогой планете. Завтра, сегодня – это случается, что поделаешь. Ультимо джорно - последний день.

Читает стихотворнение Фернана Дюмона:
Небытие твоих волос манит
В сновидения, где спит осень,
Утонувшая в твоих глазах.
Запыхавшийся пешеход проваливается
В туман старой, потерянной мечты.
Циник.
Камень упал,
И холод охватывает его.
Ручей, где притаилась тишина,
Бежит к рассвету.
Твоя улыбка делает ощутимой темную ночь,
Но время переполняет твои глаза,
Радость нарастает в тебе, зовя бури.
Было бы лучше, если бы моя одинокая душа
Шла к угасанию.

Звучит Daniel Mille “L'Ultimo Giorno”
Звучит Claus Ogerman “Nightwings”

Жан-Ив Тибоде (Jean-Yves Thibaudet) и Юэ Дэнь сыграли «Nightwings» Клауса Огермана (Claus Ogerman). Вот два музыканта, которые нашли комфортную зону в своей музыке, красивый дуэт, и отрывок, да, немецкого композитора Клауса Огермана, родившегося на 160 лет позже Бетховена, аранжировщик поп и джаза, музыки для фильмов. Музыки, которая уравновешивает его душу с серией отрывков для скрипки и рояля. Это очень просто и это срабатывает. А теперь другая версия «Суммы» («Summa»), знаменитое произведение Арво Пярта (Arvo Pärt). Сердце, возможно, немного пугается такой музыки, но еще там можно найти и хрупкость, почему бы и нет. Певцы «Paul Hillier» и этот очень красивый отрывок из суммы арво пярта

Звучит Arvo Part “Summa”

Читает стихотворнение Фернана Дюмона:
Человек зевает под неоновой вывеской,
Где кажется, что бог не существует.
Солнце умирает,
А ты живешь
Жестоко разлученный, музыка вот-вот стихнет
Небытие отвергает тебя
Человек снова зевает
Вывеска мигает
Ты нестерпимо бессмертен

Звучит John Rutter “Cantate Domino”

Вы услышали то, чему верно его сердце. Некоторым англичанам удается быть такими верными. Джон Раттер (John Rutter) - английский композитор, моложе меня, наиболее известен своими произведениями для хора. Именно его Кантате Домино (Cantate Domino) мы завершали день спасителя, спетой полифонией и Стивеном Лейтоном (Stephen Layton). Теперь еще один дуэт рояля и трубы Кенни Уиллера (Kenny Wheeler), на этот раз с Джоном Тейлором (John Taylor) за роялем. На самом деле этот вовсе не труба, а рожок с его сладостным и легко-гармоничным тембром.

Звучит Kenny Wheeler “For Tracy”

Читает стихотворнение Фернана Дюмона:
Вечер разбил палатку
В стране бесконечного бытия.
На склонах света
Дыхание земли заставляет подниматься
Забытое тепло деревьев.
Тень похожа
На чистое искрящееся одиночество,
А не на мучительное желание.
Бог в ночи
Нарек небо и землю
И, словно сказку, рассказывает
Дождю на ветвях о белой весне.

Звучит Kenny Wheeler “For Tracy 2”
Звучит Franz Schubert “Quatuor No 14”

Это был отрывок из его квартета №14, сыгранный ансамблем Бельсиа Куа (Belcea Qua). Вот и все. Спасибо, что были здесь. Если вам что-то понравилось или вы что-то терпеть не можете, вы можете мне это высказать по адресу lavoielibre@radio-canada.ca. Режиссер сегодняшней передачи Одиль Маньян (Odile Magnan), звукорежиссер – Бернар Клип, стихи Фернана Дюмона (Fernand Dumont), из книги, опубликованной в 1952 году, и озаглавленной «Утренний ангел» («L’ange du matin»), это его первый сборник, издательство Мальт, которое, насколько мне известно, больше не существует под этим именем. Завтра будет весна, я уже выправляю грабли и переодеваюсь для прополки, моя лопата уже хорошо заточена и <…> уже в пути. Наступает время цветов, сливы и помидоры пускают ростки. Я желаю тебе очень хорошего и доброго начала весны, я немного волнуюсь за моих друзей и родителей в Манитобе, которым предвещают рекордное наводнение. Надеюсь, это не тот случай. Не надо наводнения в моей деревне, а то тут точно достаточно снега, чтобы залить Землю, не говоря уже о том, чтобы устроить форменный бардак. Я покидаю тебя с <…>, совсем короткой и очень милой. Доброй ночи и баю-бай.

 

 

ВНИМАНИЕ! Интервью записано на слух, и может содержать неточности. Пожалуйста, если Вы нашли ошибку в нашем переводе, напишите нам об этом по адресу info.lavoie@yandex.ru

________________________________________________________________________________________________________________

Сайт создан и поддерживается поклонниками Даниэля Лавуа с целью популяризации его творчества info.lavoie@yandex.ru
Le site est créé et tenu à jour par les admirateurs de Daniel Lavoie dans le but de la popularisation de son œuvre.
Авторы переводов: Наталья Кривонос, Алла Малышева, Лиза Смит
© Воспроизведение переводов возможно только с разрешения администрации сайта и с указанием ссылки на источник