Радиопередачи Даниэля Лавуа на Радио Канада. <br /> <b>Notice</b>: Undefined variable: myrow in <b>/home/u235699/lavoie.ru/www/radio.php</b> on line <b>33</b><br />
     
  111  
 
Выпуск 58
Дата выхода: 2011-10-30
 

«Лавуа либр», начали!

Я пишу слова, которые я научился пить, целый год, медленно, ожидая опьянения, в течение 15 лет во всех барах с безликими девушками, приносящими мне свои сердца и свое отчаяние.

Добрый вечер! Добрый вечер, дамы и господа, и добро пожаловать на 58-й выпуск «Лавуа либр». Число 58 ничего особенного не означает в моей жизни. Как и все, вероятно, я буду больше взволнован 60-м выпуском, который скоро случится. С вами Даниэль Лавуа, и я приготовил вам 2 часа сюрпризов, чтобы сделать вас счастливыми, а еще то тут, то там будут «пьесы в тапочках», чтобы вы чувствовали себя как дома. Сегодня вечером, дамы и господа, поэтическими вставками займется Марсель Дюбэ (Marcel Dubé) со своими «Песчаными стихами» («Poèmes de sable»), опубликованными в 1974 в издательстве «Leméak». Поэзия 1974 года –для вас.

Но прежде окунемся в музыку. Сегодня вечером бросим беглый взгляд на великого Дюка. Дюка Эллингтона (Duke Ellington), которого мне повезло дважды увидеть в ранней юности, так как Уииннипег входил в круг городов его турне, он возвращался туда каждые 3-4 года, и это был первый случай, когда я попросил моего классного руководителя отпустить меня с уроков, чтобы увидеть великого Дюка, очаровательного и королевского в своей музыке. С королевским чувством юмора, «Minnie the moocher» и «Big band» Дюка Эллингтона.

Звучит "Minnie the moocher" Duke Ellington.
Звучит "Solidao" Clara Moreno.

Вот. Это чтобы разбудить мужчин. Надеюсь, вы хорошо проснулись. Я почти закончил тур, касающийся Клары Морено (Clara Moreno), который вы слушали, который мы слушали. С начала года я представил вам множество проектов этой молодой женщины, работающей в стиле «нео-самба – хип-хоп», которые мне кажутся приятно качественно выполненными. У меня осталось еще несколько пьес мадам Морено, которые я хотел вам поставить послушать. Может, на следующей неделе? Послушаем еще старого Дюка, играющего более привычный джаз с другим великим джазовым светилом, Джоном Колтрейном (John Coltrane). Дуэт музыкантов, разговаривающих, очевидно, на одном языке. Дюк Эллингтон, Джон Колтрейн.

Звучит "The feeling of jazz" Duke Ellington, John Coltrane.
Звучит "Vivre pour vivre" Francis Lai.

Надеюсь, что эта «Vivre pour vivre» вызвала у вас ностальгический трепет. Она была здесь именно для этого. Жанр музыки, в совершенстве подходящий, к примеру, для французского кино. Что? Да что вы говорите! Это и была музыка из французского фильма?! Ну конечно же, бог ты мой! Фильм Клода Лелуша (Claude Lelouch), музыка Франсиса Ле (Francis Lai), «Vivre pour vivre».

Теперь – еще одна певица, облюбовавшая себе местечко на «Лавуа либр», Конча Буйка (Concha Buika). Такая, как бы сказать, экзотичная, совершенно божественно поющая и всегда с музыкантами-виртуозами. Я абсолютно убежден, что вы не сердитесь на меня, что я ставлю ее вам немного чаще, чем следует. Конча Буйка.

Звучит "La Niña de Fuego" Concha Buika.
Звучит "Djan Kre Bejabu" Tcheka.

Певец из Кабо-Верде, которого я открыл для себя в прошлом году в одном из моих рейдов по музыке Кабо-Верде. Чека (Tcheka). Мы недавно узнали о прекращении активной сценической жизни Сезарии Эворы (Césaria Évora), так вот, это ее смена. Неплохая, да?

Сейчас – Иво Погорелич, который подарит нам виртуозность Шопена. Шопен был великим пианистом , и ему нравилось писать трудные, оглушительные пьесы, чтобы ошеломить галерку. Как вот эта «Doppio Movimento». Никто лучше Погорелича, я убежден в этом, не смог бы передать нам манеру игры самого мастера!

Звучит “Sonate №2: 1 mvt”, Иво Погорелич.

Я назвал свою реку твоим именем. Прерии и холмы были затоплены, цветы и слова сорваны, леса до самых верхушек покорены волной, и стерильная земля теперь всего лишь далекая память. Теперь существуют только высокие опустевшие воды, только погребенная страна, где отныне мне хочется спать, но я не могу заснуть, где я грежу о … Ночи, расцвеченные внутренними образами, дни, пришедшие бархатными шагами, любовь, уходящая, не останавливаясь.

Звучит "Nocturne Op 9 №1" Шопена.

Это был Шопен в исполнении Шопена. Еще один пианист, избежавший пристального внимания iTunes, слишком часто случается, что артисты плохо поименованы. Здесь вот вообще забыли человека, или, возможно, это один из тех дисков с самыми красивыми ноктюрнами Шопена с неизвестным пианистом. Это был ноктюрн Шопена в си-бемоль, сыгранный пианистом или пианисткой с замечательной манерой игры, который или которая должны были бы настаивать на том, чтобы их указали.

Одно их классических произведений, к которому я питаю особенное расположение - пять «Песен» Рихарда Штраусса. Мизансцена для потрясающей дивы, великой певицы, которой очень удались эти «Песни», с мощным голосом, взмывающим на недосягаемую высоту. Анна Нетребко чувствует себя здесь очень хорошо с Пражским филармоническим оркестром. «… lieder», Анна Нетребко.

Звучит "Berceuse, Op 41 №1", Анна Нетребко.
Звучит "Duvida" Nana Caymmi.

Дива другого жанра, на этот раз бразильского, Нана Кайми (Nana Caymmi), теплый и чувственный голос, успокаивающий, в нем есть такие же качества, как у Сезарии Эворы. В последнее время я слушал первые диски Пата Мефени (Pat Metheny), и я помню ту прохладу, которую приносила эта музыка, а ведь это было больше 40 лет назад! Вот и он на диске …, таком же утонченном и вдохновенном, в сопровождении Чарли Хейдена (Charlie Haden), «Waltz pour Ruth». Давайте, Рут, вставайте! Этот вальс для вас.

Звучит "Waltz for Ruth" Pat Metheny, Charlie Haden.
Звучит "So much music everywhere" Pat Metheny, Brad Mehldau.

Две композиции Мефени с довольно … диска с Брадом Мелдау (Brad Mehldau), который как раз к этому случаю … несколько шероховатостей, делающий его подход к музыке слегка рваным. Пошли дальше. Дадим себе еще одного Лео Ферре (Léo Ferré). Я знаю, что вы его любите! Здесь он бывает чаще, чем следует, это правда, в то время как я забываю о великом Жаке Бреле (Jacques Brel), который слегка нервирует мое внутреннее «я», мою манитобскую сдержанность с его театральностью. Ладно. Мне он все равно нравится, не переживайте. В доказательство – Лео Ферре, а следом – Жак Брель.

Звучит "La nuit" Léo Ferré.
Звучит " Les pieds dans le ruisseau " Jacques Brel.

Это именно тот Жак Брель, которого я предпочитаю, почти безликий, певец пиано-баров, без всей этой театральщины. «Les pieds dans le ruisseau». Чет Бейкер (Chet Baker) по причинам, которых я и сам не понимаю, - один из самых классных ранее живших людей планеты. Он оставил нам вещи, прекрасно слушающиеся, легкие, и все же неоспоримо классные! Музыка, балансирующая между "музыкой для лифтов" и чистым, строгим джазом, она доступна, все же сохраняя некую таинственность, и она совершенно классная! Чет Бейкер.

Звучит "You go to my head" Chet Baker.

Наше путешествие началось как одна мысль, следующая за другой мыслью. Как обещание, сформулированное случайно, разболтанное на все четыре стороны еще до того, как я тебя узнал, и ты меня узнала. До того, как идея Леванта проросла в воображении колдунов, до стран света и розы ветров. До компаса, колеса и паруса. До креста и распятия. До рода людского и предательства. Была лишь одна прямолинейная звезда, готовившая псалмы твоей мудрости. Был лишь единственный запах анемоны, витающий, порождающий надежду обрести власть, чтобы однажды дать имена цветам, принесший в мир историю счастья, которая уже успела пустить в твоем сердце ростки сладости. Наше путешествие началось с первой утренней зарей, и тогда в первый раз была весна. Из тени и единой формы хлынули тогда цветы и контуры, снег и облака, приливы и деревья. Наше путешествие зародилось в то время, когда дети бездны, бродившие по равнинам в поисках дома, издали первую жалобу и спели первую песню.

Звучит "The wind" Enrico Rava.

Вот уже второй раз я ставлю вам эту композицию Энрико Рава (Enrico Rava), надеюсь, что вы во второй раз ее слушали, это такая музыка, которую чем больше слушаешь, тем она лучше становится, как и любая сложная и хорошо написанная музыка. Не из того же самого времени, но есть определенное сходство в эмоциях и в напряженности манеры выражения. Где-то между 1900 и 2011, часть из трио Мендельсона с Анн-Софи Мюттер (Anne-Sophie Mutter), Лин Арель (Lynn Harrel) и Андре Превэн (André Previn). …, как вы отлично знаете.

Звучит "Trio pour piano en re mineur op 49 №1" Félix Mendelssohn.
Звучит "Prélude op 34 №10" Шостаковича.

Эта милая и очень трогательная прелюдия Дмитрия Шостаковича. Вы, как и я, знаете, что дорогой Дмитрий временами бывает скорее нестройным в своей музыке, но здесь, напротив, он очень сдержан, почти нежен в течении 2 минут и 9 секунд. Браво, Дмитрий!

А теперь скорее перейдем к хорошему, весьма гладкому и холодному джазу северных стран. Арилд Андерсен (Arild Andersen) и его друзья сыграют нам «Straight». Музыка строгая, без украшательств, абстрактная, в ней сразу узнаешь Стива Райша (Steve Reich) и молодых пианистов последних лет, да и более старых тоже, Чик Кореа (Chick Korea), Херби Хэнкок (Herbie Hancock), целая семья взаимно влияющих друг на друга людей. Арилд Андерсен.

Звучит "Straight" Arild Andersen.
Звучит «I fall in love too easily», «Charles Lloyd quartet».

Это был «Charles Lloyd quartet» и хорошая медленная композиция для интеллектуалов, предпочитающих … утонченную, и тихое биение их сердец. «Я влюбляюсь слишком легко» («I fall in love too easily»), «Charles Lloyd quartet».

Я купил этот диск случайно, не зная ни Корин Клоска (Corinne Kloska), ни Шимановского (Karol Szymanowski), послушал его – и был поражен его простыми и бесхитростными, но совершенными прелюдиями, настоящими сокровищами. И вот доказательство, трехминутная прелюдия концентрированного Шимановского.

Звучит "Prélude" Corinne Kloska.

Каждый день я прихожу по твоему адресу, я жду твоих рук, ищу твою улыбку, твои слова и твои жесты, тщетно я переделываю, в обратном смысле, движение нашей нежности, и тщетно стучусь я в закрытые ставни маяка. Парусники стоят в порту уже три недели, их мачты неподвижны, а паруса спущены, встречный ветер задерживает их выход в море. Говорят, что те, кто сейчас в море, вернутся не прежде, чем через две недели. Так что нужно, чтобы наступил сентябрь, чтобы ты вернулась из путешествия и смогла положить свои руки, влажные от дождя, на мой лоб, изборожденный морщинами от тоски.

Звучит "S’wonderful" «Helge lien trio».

Это было «Helge lien trio», еще один норвежский феномен, прекрасно сделанная музыка, доставляющая нам удовольствие как музыкально, так и технически, в смысле качества записи. Она скорее веселая, если говорить о норвежцах, а? Может, они в тот день хорошо так накурились? Ладно. Теперь еще один из мультипроектов Чарли Хейдена, диск с Антонио Форсионе (Antonio Forcione). Маленький простенький джаз, гитара и контрабас, и это работает!

Звучит "Anna" Charlie Haden, Antonio Forcione.
Звучит "Salve regina" Pierre Villette.

С этим «Salve regina» Вилета (Pierre Villette) и «Holst singers» мы приближаемся к концу передачи. Если вы хотите сказать мне «Добрый вечер», вы можете написать мне на lavoielibre@radio-canada.ca. Тексты сегодня вечером были Марселя Дюбэ (Marcel Dubé), из книги, датирующейся 1974 годом и вышедшей в «Leméak», «Песчаные стихи» («Poèmes de sable»). Режиссер передачи – Лорен Шалифу, звукооператор – Кристиан Ферлан. Я удержался от того, чтобы говорить тебе о Хэллоуине в течение вечера, так что сейчас точно не собираюсь начинать, не волнуйся, никакого Хэллоуина на сегодня, только окончание самого красивого слова, прежде чем нырнуть под лед. Ладно, я кривлю душой. Все же я желаю тебе, скажем так, приемлемого начала ноября, а кто может надеяться на лучшее? Спокойной ночи, хорошего вечера, чтобы повысить тебе настроение, с тобой был Даниэль Лавуа, и я оставляю тебя с Ивом Монтаном (Yves Montand).

Звучит "Le gamin d’Paris" Yves Montand.

 

 

ВНИМАНИЕ! Интервью записано на слух, и может содержать неточности. Пожалуйста, если Вы нашли ошибку в нашем переводе, напишите нам об этом по адресу info.lavoie@yandex.ru

________________________________________________________________________________________________________________

Сайт создан и поддерживается поклонниками Даниэля Лавуа с целью популяризации его творчества info.lavoie@yandex.ru
Le site est créé et tenu à jour par les admirateurs de Daniel Lavoie dans le but de la popularisation de son œuvre.
Авторы переводов: Наталья Кривонос, Алла Малышева, Лиза Смит
© Воспроизведение переводов возможно только с разрешения администрации сайта и с указанием ссылки на источник