Радиопередачи Даниэля Лавуа на Радио Канада. <br /> <b>Notice</b>: Undefined variable: myrow in <b>/home/u235699/lavoie.ru/www/radio.php</b> on line <b>33</b><br />
     
  111  
 
Выпуск 60
Дата выхода: 2011-11-13
 

«Лавуа либр», начали!

Он должен был однажды настать, и вот он, наконец! На самом деле она – шестидесятая передача серии «Лавуа либр». Дамы и господа, я благодарю вас за вашу верность. Если нам чуточку повезет, то не успеем и глазом моргнуть, как доберемся и до семидесятой, до восьмидесятой. Кто знает, вон мой отец вообще до 97 лет дожил.

Поэзия сегодня вечером будет Фредерика Дюрана (Frederick Durand). Я не буду рассказывать вам ни родословную, ни биографию поэта, которого вам представляю, отлично зная, что если кого-то из вас это заинтересует, то поисковики, которые сейчас такие быстрые, скажут вам, в каком часу вчера поужинал ваш любимый поэт, и – почему бы и нет? – покажут даже видео поэта в отпуске. Фредерик Дюран опубликовал «Sombre d’ailleurs» в «Triptyque» в 2009 году.

Для начала я без колебаний, хладнокровно, пускаю вас к двум моим любимым певицам, испанке и бразильянке. Сначала знаете кто? Конча Буйка (Concha Buika) и «La falsa moneda».

Звучит «La falsa moneda» Concha Buika
Звучит «Moca flor» Clara Moreno

Клара Морено (Clara Moreno) и Челсо Фонсека (Celso Fonseca) спели нам самбу без прикрас, но действенную, с голосами «для спальни», как часто и бывает в самбе. Именно эта чувственная сторона, идеально соединяющаяся с музыкой, мелодия которой построена на сложных гармониях, которые заставляют снова и снова возвращаться к самбе.

Нгони Ба (Ngoni Ba) и Бассеку Куятэ (Bassekou Kouyaté) будут в Монреале с 24 ноября, не знаю точно где, но твердо намерен туда пойти. Вот и они со сложными ритмами и, как часто встречается в африканской музыке, приглашают нас раствориться в ритмичном, повторяющемся, сложном, возбуждающем трансе, да что я говорю! Нгони Ба и Бассеку Куятэ.

Звучит «Bassekou» Bassekou Kouyate
Звучит «Lagrimas negras» Bebo y Cigala

Я дам вам послушать почти все с этого замечательного диска Бебо (Bebo) и Сигала (Diego el Cigala), мало-помалу, понемножку каждую неделю, мне было бы очень грустно от него отказаться, такой заразительной радостью игры и пения он наполнен.

Теперь – кое-что более удивительное. Джошуа Белл (Joshua Bell), классический скрипач, присоединившийся к Эдгару Мейеру (Edgar Meyer), Майку Маршаллу (Mike Marshall) и Сэму Бушу (Sam Bush), знаменитым исполнителям блю-грасс, чтобы сыграть нам, как вы уже догадались, смешанную музыку того времени, когда смешивалось все. Посмотрим, что из этого вышло.

Звучит «Short trip home» Joshua Bell
Звучит «Sleepy maggie» Ashley Mac Isaac

Как много народу я открыл для себя с Эшли Мак-Айзеком (Ashley Mac Isaac) и этой замечательной и странной песней, спетой на гэльском языке Мэри-Джейн Ламонд (Mary-Jane Lamond) со скрипачом Эшли МакАйзеком. Меня всегда захватывает течением таинственной красоты этой композиции. «Sleepy maggie», «Спящая Маргарита».

Теперь – Каунт Бейси (Count Basie), как всегда, изощренный, король фраз из трех нот. «Midnight blue» золотого времени «Big band». Представьте себе, что вы живете в мире, где есть только этот жанр музыки, я говорю про «Big Band», который крутят все радиостанции целый день. У каждой эпохи есть свое обаяние. Давай, дорогой Каунт, сыграй нам изрядный кусок ностальгии!

Звучит « Midnight blue » Count Basie
Звучит «On n'est pas là pour se faire engueuler» Boris Vian

Классно звучит французская песня 50-х годов! Борис Виан (Boris Vian), на которого заметное влияние оказал джаз и «Big Band» того времени. Послевоенные годы, когда люди пытались забыть весь этот кошмар. Песня, которая неплохо, если не сказать хорошо, переживает старение.

Сейчас послушаем Вольфганга Хаффнера (Wolfgang Haffner), немецкого сорокалетнего барабанщика, который, я бы сказал, хорошо вписался в этот поток музыки, пришедшей с севера Европы. Она довольно часто бывает сыграна норвежскими или шведскими музыкантами. Здесь же, на диске, очень характерном для него, «Momo’s danse» - «Танец Момо».

Звучит «Momo's dance » Wolfgang Haffner

Звучит «Sonate, Mi min: 4e MVT» Leopold Godowski

Отрывок из сонаты в ре-минор, написанной Годовски (Leopold Godowski)и сыгранной Марком-Андрэ Амленом (Marc-André Hamelin). Мсье Амлен часто, если не сказать, всегда, выбирает репертуар, который мне очень нравится. У нас одинаковые вкусы, мне бы хотелось теперь играть на рояле так, как он. Увы! Но я утешаюсь, часто приглашая его нанести сюда визит.

Не послушать ли нам сейчас диву? Красавицу Анну! Анне Нетребко надо постараться спеть так, чтобы заставить забыть о своей красоте. И вообще, с чего бы нам хотеть забыть о ней? Вот она, с арией Рахманинова из «Francesca de Ramini», до предела романтичной, именно то, что вам нужно, если вы страдаете от любви в конце недели, а тем более, если вы влюбились под конец недели. Сгодится в обоих случаях.

Звучит «Oh Ne pleure pas, mon Paolo» Serghei Rachmaninov
Звучит «Berliner messe: Credo» Arvo Pärt

«Кредо» из «Берлинской мессы» Арво Пярта (Arvo Pärt), гордое и серьезное, наш маленький привет дню Спасителя в это воскресенье. Если же сегодня среда, возможно, вы все равно не против привета дню Спасителя. Это был шанс на ваше прощение. В любом случае эта музыка одинаково хорошо слушается как в среду, так и в воскресенье.

Теперь – очень славная песенка Шарля Трене (Charles Trenet), славная – в широком смысле слова. Ей удается говорить о смешных вещах, и в то же время сохранять серьезный тон и глубокую меланхолию. Одна из очень хороших работ мсье Трене.

Звучит «La folle complainte» Charles Trenet
Звучит «Quem bo e» Césaria Évora

Даже те, кто говорят, что они равнодушны к музыке Сезарии Эворы (Césaria Évora), быстро и неотвратимо сдаются перед обаянием сочного теплого голоса. Давайте, признайтесь же, что эта песня мадам Эворы чертовски красива.

Теперь – Стефано Баттаглия (Stefano Battaglia), более интеллектуальная и более строгая музыка, но в ней есть чрезвычайно красивые пейзажи, приятное звуковое путешествие, «Biedermeier Waltz».

Звучит «Biedermeier Waltz» Stefano Battaglia

Звучит «Prelude» Karol Szymanowski

Вы не находите, что эта прелюдия Шимановского (Karol Szymanowski) прекрасно сочетается с кусочком пиано-джаза, таким, как Стефано Баттаглия, которая только что прозвучала? Это как вино под сыр! На самом деле это была Корин Клоска (Corinne Kloska) с прелюдией Шимановского. Брад Мелдау (Brad Mehldau)– пианист нового поколения джазовых пианистов. Чувствуется, что он прошел школу с Чиком Кореа (Chick Corea) и Эрби Хэнкоком (Herbie Hancock), очень талантливый пианист. Послушаем его со знаменитой композицией 60-х годов. Хорошенько послушайте сложность гармоний этой песни и спросите себя, смогла бы она стать хитом в наши дни? Я в этом не убежден. «Alfie», Брад Мелдау.

Звучит «Alfie Generique» Brad Mehldau

Звучит «Spring» Gabriela Montero

Мы слушали Габриэлу Монтеро (Gabriela Montero) и одну из ее знаменитых импровизаций. Мадам Монтеро достигает своих вершин, когда по-новому, в своем стиле, касается известных мелодий из классического репертуара. Здесь, на тему Вивальди, можно распознать множество оттенков, которых ни у кого из тех, кто исполняет Вивальди, больше не найдешь. Вивальди, как если бы это возможно, обогащенный или, по меньшей мере, пересмотренный.

Теперь – что-нибудь из танго. Эмилио Балькарcе (Emilio Balcarce). Танго именно такое, каким оно должно быть – драматичное, заполированное толстым слоем пафоса и мелодрамы, но все же чувственное и неотвратимое. «La bordona».

Звучит «La bordona» Emilio Balcarce

Звучит «Two for the Road» Pat Metheny

Это была «Two for the Road» с Патом Мефени (Pat Metheny) и Чарли Хейденом (Charlie Haden), чтобы немного успокоить вашу душу, потрясенную танго. Ах, танго иногда может быть слишком утомительным. Хорошо бы перейти к чему-то более мягкому. Копаясь в репертуаре Марка-Андре Амлена (Marc-André Hamelin), - опять он? – а чего же вы хотите? – любовь не может быть чрезмерной, я нашел потрясающую часть из концерта №2 для фортепиано, Шостаковича. Это музыка для носовых платков, с почти титанической грустью. На самом деле, это целая страна, когда слушаешь этот мрачный, красивый, но, предупреждаю вас, переворачивающий душу отрывок с оркестром БиБиСи в Шотландии. Марк-Андре Амлен.

Звучит «Concerto No 2, op 102: 2e MVT» Dimitri Chostakovitch
Звучит «P... de toi» Georges Brassens

К счастью, есть Жорж Брассанс (Georges Brassens), чтобы расставить все по своим местам. Дедраматизировать недедраматизируемое, «Putain de toi». «P… de toi» - пишут на iTunes те, кто боится таких слов. Боятся, вероятно, не беспричинно, но страшиться надо произнесенных слов, а не дьявола, как сказал философ …

Теперь послушаем старинную музыку. «Makam Nikriz usul Berevsan» в исполнении Эсперион 21, группы, играющей старинную музыку, и созданной неповторимым Жорди Савалем (Jordi Savall).

Звучит «Makam Nikriz usul Berevsan» Jordi Savall
Звучит «Capriccio, op 81 No 3» Felix Mendelssohn

У Мендельсона не всегда есть … для людей, которые относятся к музыке слишком серьезно, слишком там, не слишком здесь… Чего вы хотите? Всем не угодишь. А мне нравится Мендельсон, и я часто ставлю вам что-нибудь из его произведений. Мне кажется, что для композитора, не дожившего и до 40 лет, он оставил нам впечатляющие произведения, не такие, как Иоганн-Себастьян Бах, но Иоганн-Себастьян Бах – это исключение, он самый великий композитор всех времен. Это мое личное мнение, очень пристрастное, признаюсь вам. Гигантские, мгновенно узнаваемые произведения – и все это три века спустя! Произведения, гигантские не по размеру, но по красоте и изобретательности. Но если вы со мной не согласны, напишите мне об этом на lavoielibre@radio-canada.ca, слушая в то же время Лару Сен-Джон (Lara St. John).

Звучит «Partita No1, BWV 1002, Sarabande» Johann Sebastian Bach
Звучит «Some other time» Bill Evans

Мы слушали Билла Эванса (Bill Evans) «Live au village Vanguard» 1961 года. Полагаю, что те, кто разговаривали и смеялись на заднем плане – те же самые, кто разговаривает и смеется на всех концертах в барах – пропустили это историческое выступление великого Билла Эванса. То есть, вероятно, они были первые … Мир от этого не изменится.

Вот и заканчивается еще одна глава нашей саги «Лавуа либр». Это был 60-й выпуск, говорю я для тех, кого это интересует. Стихи сегодня вечером были Фредерика Дюрана (Frederick Durand) из его книги «Sombre d’ailleurs», опубликованной в издательстве «Triptyque» в 2009 году. Режиссер передачи – Лорен Шалифу, звукооператор – Кристиан Ферлан, болтовней занимался я сам – Даниэль Лавуа. Надеюсь, мои комментарии и наблюдения тебя немного рассмешили и убаюкали этим вечером. В ноябре ночи длинные, и что лучше радио может их сопровождать? Раз ты здесь, то значит, ты предпочитаешь радио Хайду и Джекилу нашего мозга, кем, вероятно, является телевидение.

Желаю тебе успокаивающего воскресенья или тихого начала среды, у меня есть именно то, что тебе нужно – Уэнди Саттер (Wendy Sutter) и песня и стихотворение для виолончели Филипа Гласа (Philip Glass). До скорой встречи!

Звучит «Song No 4» Philip Glass

 

 

ВНИМАНИЕ! Интервью записано на слух, и может содержать неточности. Пожалуйста, если Вы нашли ошибку в нашем переводе, напишите нам об этом по адресу info.lavoie@yandex.ru

________________________________________________________________________________________________________________

Сайт создан и поддерживается поклонниками Даниэля Лавуа с целью популяризации его творчества info.lavoie@yandex.ru
Le site est créé et tenu à jour par les admirateurs de Daniel Lavoie dans le but de la popularisation de son œuvre.
Авторы переводов: Наталья Кривонос, Алла Малышева, Лиза Смит
© Воспроизведение переводов возможно только с разрешения администрации сайта и с указанием ссылки на источник