Радиопередачи Даниэля Лавуа на Радио Канада. <br /> <b>Notice</b>: Undefined variable: myrow in <b>/home/u235699/lavoie.ru/www/radio.php</b> on line <b>33</b><br />
     
  111  
 
Выпуск 65
Дата выхода: 2011-12-18
 

"Лавуа либр", начали!

Мы лежим в дымке на этом морском острове, неподвижные и обнаженные,
лицом к горизонту дня. Я больше не умею позволять дождю проникать в поры,
оставлять несколько часов тишине, в пустоте, которая в тебе.
Ничего не происходит. Мне нравится то, что ты говоришь о жизни: ...

Осталась одна неделя до Рождества. Как и все, я мечтал однажды cпеть "Рождественскую полночь". Я знаю, это немного ... и к тому же это было причиной многочисленных битв между прихожанами в то время. Кто будет петь в этом году "Рождественскую полночь"? У нас, в Данри, это всегда происходило между Жераром Буле и Наполеоном Буле. Меняться было решением проблемы, скажем так, более христианским. У Наполеона был довольно высокий тенор, а у Жерара - проникновенный баритон. Так что "Рождественская полночь" меняла тональность каждое Рождество. В один год "Преклоните колени" во все горло могли петь женщины, а на следующий год это были мужчины. Вполне демократично и прогрессивно для деревушки с 200 жителями в тысяча девятьсот пятьдесят каком-то году. Поэзия сегодня вечером будет Элен Дорьон (Hélène Dorion). Мне очень нравятся стихи Элен Дорьон. Сегодня - "Les états du relief", опубликованная издательством "Noroît" в 1991 году. И я хочу давать вам послушать Брассанса (Georges Brassens) в исполнении Рено (Renaud) на протяжении нескольких недель, по одной песне то здесь, то там. Именно Рено, по моему скромному мнению, сумел придать наибольшую убедительность словам старого провокатора. Так что сегодня вечером мы послушаем любимую песню моей жены, на слова Виктора Гюго, положенные на музыку мсье Брассансом и спетые Рено. "Gastibelza".

Звучит «Gastibelza» Renaud
Звучит «Cochon de lait» Beausoleil

"Parle-moé de ça", текст, не занимающий и страницы, даже и строчки не занимающий. "Cochon, cochon de lait" луизианской группы "Beausoleil". А сейчас - бразильянка с чувственным голосом и утонченной, доставляющей удовольствие музыкой, которую лучше и не сделаешь с такой роскошной аранжировкой для струнных и духовых. Сабрина Малерос (Sabrina Malheiros), "Brisa mar".

Звучит «Brisa mar» Sabrina Malheiros
Звучит «Llamale amor» Vicente Amigo

Это были Эль Пеле (El Pele) и Висенте Амиго (Vicente Amigo) для любителей этого предельно страстного цыганского пения. Техника уникальная, а у некоторых отчасти передающаяся по наследству. Невероятно приятная для других, на любителя, согласен. Но если вы дослушаете до конца эту передачу, то станете страстными поклонниками.
А теперь - Каунт Бейси (Count Basie) для создания редкого момента ретроспективы, со своей "Big band". "Li'l Darlin'" - лучший медленный танец вечера. Давайте, танцуйте!

Звучит «Li'l Darlin'» Neal Hefti
Звучит «Wien, du stadt meiner traume» Jan Lundgren Trio

Вместо норвежцев слушаем шведа. Когда-нибудь ученые и специалисты, конечно же, отметят тонкую разницу между школами норвежского и шведского джаза. В настоящее время мы не будем ничего анализировать, а только получать удовольствие, доставляемое спокойным, хорошо сделанным джазом.

Будучи дочерью малийского дипломата, она много путешествовала, впрочем, совершенно не теряя своих малийских корней. Столько хороших музыкантов приходит к нам из Мали! Есть страны, которые по необъснимым причинам, - шведы, норвежцы - страны, у которых есть огромное музыкальное богатство - Мали, Бразилия, Норвегия, Германия, Германия в 19 веке, Франция и Россия - в 20-м. Итак, Рокия Траоре (Rokia Traore), чудесная малийская певица.

Звучит «Aimer» Rokia Traore
Звучит «Raiz» Jose Jimenez Abadia

Мы слушали Эль Вьехина (El Viejín), гитариста и певца фламенко, как вы могли констатировать, поет он немного, это будет в другой раз.
Теперь - немного итальянского джаза. Пианист, которого я очень люблю, и замечательный трубач. Удивительно, как можно приятнейшим образом заставить трепетать воздух при помощи рояля и трубы. Так что сейчас - Стефано Боллани (Stefano Bollani) и Энрико Рава (Enrico Rava) с "Birth of a butterfly" ("Рождение бабочки"). Очень красивой и разноцветной бабочки.

Звучит «Birth of a butterfly» Enrico Rava

Как позволить шептать каждой минуте и сказать тебе между ними эти слова,
которые я произношу иногда только для того, чтобы услышать, как они зазвучат в нас.
Ты вернешься с этой красотой, которая … от того, кто мы есть.
Ты вернешься и снова уйдешь ... У меня никогда не будет ничего
кроме присутствия в нас скорби, налитой в мое тело.
Эмоция всегда заканчивается несколькими словами, доверенными ветру,
одиноко стоящему дереву. Я никогда не узнаю, о чем говорят слова.
Давнее воспоминание о пережитом, осколки вечности, которые я не умею удержать.

Это день, когда всё поднимается и снова падает между моих пальцев,
часы больше не боятся жить. Их совершенная смесь света и темноты подобна любви.
День просит меня уйти с ним, затрепетать, иногда от пустяка. Во всем есть эта вечность,
каждый раз осушаемая тем, что исчезает, в эту секунду, когда я прохожу рядом,
но не встречаясь с тобой, никогда не заходя дальше моей человечности, трепещущей во мне.

Звучит «Prelude No 2, Do d Min» George Gershwin

Возможно, вы узнали музыку Гершвина (George Gershwin), мягко и точно сыгранную Джоном Уильямсом (John Williams)и Джошуа Беллом (Joshua Bell). Теперь - кое-что любопытное. Филип Гласс (Philip Glass) и Леонард Коэн (Leonard Cohen). Не слишком хорошая запись, должен сказать, но все же это момент удивительный и отлично подходящий к передаче, в которой есть музыка и поэзия. «The Book of Longing», ансамбль Филипа Гласа с голосом Леонарда Коэна.

Звучит «I can't make the hills» Philip Glass & Leonard Cohen
Звучит «Belle de nuit» Erik Truffaz

Мы слушали Эрика Трюффаза (Erik Truffaz)и его ансамбль, импрессионистский джаз, почти что "музыка для атмосферы". На самом деле это она и есть, но со строгой и интеллектуальной фактурой, той, к которой приучил нас мсье Трюффаз. Теперь - третья часть струнного квартета Равеля, того, который очень медленный. У нас, конечно же, речь идет не о медленности, а о покое, даже безмятежности. Это музыка, от которой очень хорошо на душе, мастерское владение временем, каким мало кто из композиторов обладает. Музыка, в которой время не существует, и где всегда чувствуется тишина, она где-то рядом.

Звучит «Quatuor: 3e MVT» Maurice Ravel

Мы слушали очень красивую третью часть струнного квартета Мориса Равеля, ту, о которой говорят, что она очень медленная. Это название, которое, похоже, дал ей сам Морис.
У Филипа Кана (Philippe Quint) была идея сделать на скрипке портрет Гертруды Штайн. Я не слишком хорошо знаю Гертруду Штайн, чтобы сказать, похожим он получился или нет, может быть, вы знаете? Если да, то можете мне это написать на lavoielibre@radio-canada.ca. Итак, портрет №4 Гертруды Штайн, молодой девушки, увиденный, сочиненный и исполненный Филиппом Каном.

Звучит «Miss Gertrude Stein as a young girl» Philippe Quint
Звучит «Lullaby from the chugoku district » Yo-Yo Ma

Один из моих любимых дисков у Йо-Йо Ма (Yo-Yo Ma), а дорогой Йо-Йо их столько сделал, что теряешься, но вот этот - переложение старых японских народных песен - очень красивый альбом, удачный во всем - звук, интригующие и безукоризненные аранжировки. Мы слушали "chūgoku chihō no komoriuta ", надеюсь, я произношу как надо.
Я обещал не ставить вам рождественскую музыку, и на текущий момент держу свое обещание. Сейчас все же будет музыка для дня Спасителя (воскресенье), большого небесного босса, побуждающего творить невероятное количество замечательной музыки. Например, вот эта – Брюкнера (Anton Bruckner), " Virga jesse floruit " со Стивеном Лейтоном (Stephen Layton). Все-таки звучит она немножко по-рождественски. Давайте!

Звучит «Virga jesse floruit» Stephen Layton

Это день, когда всё поднимается и снова падает между моих пальцев,
часы больше не боятся жить. Их совершенная смесь света и темноты подобна любви.
День просит меня уйти с ним, затрепетать, иногда от пустяка.
Во всем есть эта вечность, каждый раз осушаемая тем, что исчезает, в эту секунду,
когда я прохожу рядом, но не встречаясь с тобой, никогда не заходя
дальше моей человечности, трепещущей во мне как пригоршня тишины.
День, как волна, разрывающаяся между тобой и мной, обещает исчезновение.
Вселенная гибнет, и ветры - это еще один день, этот истончающийся переход,
каждый раз едва касающийся и удаляющийся.

Звучит «Pie Jesu, op 48 No 4» Gabriel Faure

Мы слушали ту, что нравится мне больше всех. Слушая этот "Pie Jesu" Форе (Gabriel Fauré), понимаешь, почему голос этой великой сопрано заставляет уже так давно неистово биться сердца почитателей. Она была идолом в то время, когда музыка была акустической, и только голос великой певицы мог воспарить над оркестром и взволновать сердце. Сейчас, когда усилители могут дать голос тем, у кого его почти нет, сопрано потеряли множество поклонников. Но они еще остались, и я один из них! Мы слушали Рене Флеминг (Renée Fleming). Теперь - фуга Шостаковича для фортепиано в исполнении Александра Мельникова. Маленькое счастье длительностью едва в три минуты.

Звучит «Fugue, op 87 No 0» Dimitri Chostakovitch

С любым другим лицом передо мной, кроме твоего,
жизнь вздрагивает и не имеет другого ответа, кроме этих опавших листьев,
поглощенных землей, чтобы удержать меня еще в нескольких частичках, доверившихся нам.
Теперь каждый просвет, тянущийся в дереве, продолжается в земле, как бесполезная память.
Где мы будем? Где ты будешь? И как я присоединюсь к тебе ...
в этой едва заметной, едва ощутимой ранке? Эта жизнь как... самая хрупкая в нас.
Эта игра часов с небытием снова приводит к началу мира.
Кто-то спрашивает, куда мы идем и кто нас ждет.

Звучит «Tess» Miroslav Vitous

Мы слушали современный медитативный джаз с Мирославом Витусом (Miroslav Vitous) и пьесой под названием "Тесс". Что же делать, останемся с потрясающей и умной музыкой, с Джоном Хасселом (Jon Hassell), американским музыкантом, много забавляющимся с текстурой и настроением. "Maarifa Street", одурманивающая музыка, и, боюсь, вам стоит пойти налить последний бокал вина или - тем, кто любит жить опасно - кофе, вместо кофе можно и шоколад, как раз, чтобы сильно накачаться. "Voyage au bout de la nuit" Джона Хассела.

Звучит «Maarifa Street» Jon Hassell
Звучит «Spring can really hang you up the most» Regina Carter

Если вы пропустили великолепный медленный танец, который был вначале, то, надеюсь, в этот раз вы им воспользовались. Трудно сделать лучше, чем Реджана Картер (Regina Carter), которая изысканно и мягко спускает нас на землю с "Spring can really hang you up the most". Теперь - Майлз Дэвис (Miles Davis) в исполнении Ральфа Таунера (Ralph Towner) и Паоло Фрезу (Paolo Fresu). Если вы любите эту пьесу Майлза, вы будете ... здесь этими двумя музыкантами. "Blue in green".

Звучит «Blue in green» Miles Davis

Без конца повторяющееся впечатление, что мы давно знакомы.
Намного дольше, чем эти несколько часов, проведенных вместе вечером.
Наши руки сплетаются одна с другой, я думаю о красоте быть здесь, о сладости проявленного жеста.
Пустота набрасывается через несколько слов …
и желание покончить с этим через тысячи дырочек, через которые выскальзывают наши сны.
Тишина становится как будто началом мира. Кратчайший путь от того места, где ты, до того места, где я.
Я ищу слова, чтобы соединиться с тобой и изгнать тишину, налитую в тебя.
Холод не имеет истории, он беспрерывно ищет. Руки изрыты хрупким мгновением.
Я хочу вспомнить свет, похожий на внезапно выпавший снег, покрывающий все.

Звучит «Nami Nami» Azam Ali

"Nami Nami" с Азам Али (Azam Ali). Я не знаю, где мадам Али нашла всех этих музыкантов в Монреале, но да, диск записан здесь, в Метрополе. …, но я очень хорошо знаю, что есть все больше и больше музыкантов в ... культурах, которые живут здесь, в Монреале. Достаточно вспомнить хотя бы группу "Константинополь".
Теперь, чтобы закончить вечер в красоте, пьеса Капустина в исполнении Марк-Андре Амлена (Marc-André Hamelin).

Звучит «Intermezzo, op 40 No 6» Marc-André Hamelin

Вот этим и заканчивается предпоследний декабрьский выпуск. Выпуск № 65 "Лавуа либр", если это кому-то интересно. Но я спрашиваю себя, кому это может быть интересно. Стихи сегодня были Элен Дорьон из сборника, опубликованного в 1991 году в издательстве "Noroît", а называется он "Les états du relief". Режиссер сегодняшней передачи - Лорен Шалифу, звукооператор - Доминик Бодуан.
Тебе осталась всего одна длинная неделя до Рождества, чтобы все купить. Без паники! Ты даже можешь подождать четверга или пятницы, чтобы получить полную дозу адреналина, которая дается тем, кто ждет последней минуты. Так что я желаю тебе недели рождественских песен, которыми заполнены торговые центры планеты потребления, воды в сапогах и снега на носу.
В студии Даниэль Лавуа, и я заверяю тебя, что буду здесь в следующее воскресенье, ровно на Рождество, да! Дикторы никогда не берут отпуска, если на кону счастье их слушателей. До свидания!

Звучит «Un soir de neige, Op 125» Francis Poulenc

 

 

ВНИМАНИЕ! Интервью записано на слух, и может содержать неточности. Пожалуйста, если Вы нашли ошибку в нашем переводе, напишите нам об этом по адресу info.lavoie@yandex.ru

________________________________________________________________________________________________________________

Сайт создан и поддерживается поклонниками Даниэля Лавуа с целью популяризации его творчества info.lavoie@yandex.ru
Le site est créé et tenu à jour par les admirateurs de Daniel Lavoie dans le but de la popularisation de son œuvre.
Авторы переводов: Наталья Кривонос, Алла Малышева, Лиза Смит
© Воспроизведение переводов возможно только с разрешения администрации сайта и с указанием ссылки на источник