Радиопередачи Даниэля Лавуа на Радио Канада. <br /> <b>Notice</b>: Undefined variable: myrow in <b>/home/u235699/lavoie.ru/www/radio.php</b> on line <b>33</b><br />
     
  111  
 
Выпуск 76
Дата выхода: 2012-03-04
 

"Лавуа либр", начали!

В городе Человека-невидимки зима была состоянием души. В городе Человека-невидимки времена года менялись изо дня в день, для каждого человека по-своему. Здесь телевизор рассказывает сам себе всякие байки, совсем один в гостиной. Здесь все боятся смерти, и все торопятся.

Добрый вечер! Добро пожаловать на продолжение "Лавуа либр", скорее даже на очередное звено в веренице выпусков "Лавуа либр". Передача-река, текущая от недели к неделе, от одного времени года к другому и так далее, и которая приносит - я надеюсь! - мирные мгновения покоя и удовольствия в ваши воскресные вечера. С вами Даниэль Лавуа, ваш любезный ведущий, который попытается принести вам немного умиротворения в конце недели, без сомнения, напряженной и - я желаю вам этого - утомительной. Ладно. Пойдите налейте себе выпить чего-нибудь успокаивающего, возьмите хорошую книгу и позвольте укачать вас на трепетных волнах лучших музыкантов мира. К тому же, за ту же цену будет еще и поэзия. Мне захотелось снова вернуться к Патрису Дебьяну (Patrice Desbiens), появления которого здесь всегда примечательны. Некоторые переключатся на другой канал, но многие очарованы едким юмором этого поэта с его гиперреалистичной реальностью. Ладно. Хватит разглагольствовать, перейдем к действию, а действие здесь - это теплая и чувственная музыка, такая, какую умеет создавать только Джойс (Joyce). Гораздо легче слушать его музыку, чем произносить его имя - Джойс-с. Думаю, вот так лучше - Джойс-с-с.

Звучит «Zoeira» Joyce
Звучит «Ana maria» Tcheka

Это был Чека (Tcheka). Чека из Кабо-Верде, поющий "Ana Maria". Теперь - Ибро Диабате (Ibro Diabaté), диск с интересными ритмами, да? Грубовато, навязчиво, настойчиво, не дает расслабиться. В конце концов идешь налить себе чашку травяного чая. Ну да неважно. Счастье царит, и вы слушаете Даниэля Лавуа на волных "Espace musique". «Unite nationale» Ибро Диабате.

Звучит «Unite nationale» Ibro Diabaté
Звучит «Rosy and john» Gilbert Becaud

Вы узнали Жильбера Беко (Gilbert Bécaud)? Один из великих мастеров песен, рассказывающих всякие истории. Тех замечательных песен 50-х - 60-х годов: "Il suffirait de presque rien", "La Bohème", "Des bonbons", "Madeleine", "Bozo". Дамы и господа, разуйтесь, встаньте, посмотрите друг другу в глаза, да, широко улыбнитесь. Для вас - прекрасный медленный танец сегодняшнего вечера, ни с кем иным, как с очень милым и талантливым молодым человеком, Висенте Амиго (Vicente Amigo), и его волшебной гитарой.

Звучит «Bolero de vicente» Vicente Amigo
Звучит «Le talisman, 2 & 3» Khalil Chahine

Третий класс школы Сент-Альфонс. Шумная летаргия начинается с Человека-невидимки и его двойников. Что-то готовится. Неизвестно, когда, неизвестно, где. Солнце заглядывает в окно, оно смеется им в лицо, маленький Иисус ничего не видел. Он поднимается и сейчас будет затачивать карандаш. Маленький Иисус родился в зернохранилище, недалеко от Тиминс. Иисус ходил в ту же школу, что и Человек-невидимка, но Иисус всегда был лучшим во всем, особенно в спорте. Он амбициозен, и его родители поддерживают это. Мать Человека-невидимки очень религиозна. Она часто приглашает маленького Иисуса поужинать с ними. Она приглашает его так часто, что он решает покинуть свое зернохранилище и переехать к ним жить. Мама Человека-невидимки вся краснеет от гордости. Маленький Иисус устраивается на кровати Человека-невидимки. Человек-невидимка возвращается к апокалипсису, как к утру понедельника.

Это музыка, у которой есть один небольшой плюс - она заставляет нас чувствовать себя чуточку виноватыми за то, что она нам нравится. Каждый раз заставляет. У нас создается впечатление, что нам предложили что-то хорошее, и в то же время мы чувствуем себя по-дурацки. Это был "Le talisman" Халиля Шанина (Khalil Chanine). Теперь - момент чрезвычайной напряженности, предупреждаю вас, в течение 3 минут и 35 секунд. Вся пьеса - в 1/16. Я говорю это для тех, кто слушает меня, читая. Сожалею, что немного нарушу ваше чтение, но я говорю вам, что эту композицию стоит послушать внимательно, и все это ради неожиданного и блистательного финала. Энрик Горецки (Henryk Mikołaj Górecki), "Vivace", и надо сказать, что это "Vivace" - из его концерта для фортепиано.

Звучит «Concerto pour piano op 40: Vivace» Henryk Mikolaj Gorecki
Звучит «Preludio a francini» Luis Stazo

Видите, как красиво вернул нас на землю Ромуло (Romulo Larrea) с его очень романтичной "Preludio A Francini", что я перевел как "Прелюдия для Франсин". Для Франсин этого мира и Франсин, которая вдохновила его. Это был Ромуло Ларреа. И, пока для нас играет латиноамериканская музыка, продолжим с Херардо Нуньесом (Gerardo Núñez), у которого возникла идея позволить повлиять на себя джазу. "Compás de Amistad" с гитаристом Херардо Нуньесом.

Звучит «Compas de amistad» Gerardo Núñez
Звучит «Serenade pour cordes, Op 48: 1er mvt» Piotr Ilyich Tchaikovski

Следом за Херардо Нуньесом прозвучал ансамбль "I Musici de Montréal" с отрывком из "Серенады" Чайковского. Теперь - концерт N2 для скрипки Баха в переложении Габриэлы Монтеро (Gabriela Montero). Очень красивый и успокаивающий момент. Переложение мадам Монтеро достойно уважения, а запись приближается к совершенству. Она играет пьесу с реверберацией, удерживает ноты, дает им резонировать. Габриэла Монтеро.

Звучит «Adagio» Johann Sebastian Bach
Звучит «I hide myself» Eric Whitacre

Во сне Человек-невидимка видит свою мать, тонущую в бассейне, полном кока-колы. Он видит своего отца, ведущего канадский многоместный легковой автомобиль в бассейн, полный кока-колы в отчаянной попытке спасения. Но автомобиль подрывается и быстро дает течь. Это кока со льда. Маленький Иисус парит над всем этим, как вертолет. Ветер от его северных винтов препятствует всякому доступу. "Это не сон!", - кричит маленький Иисус Человеку-невидимке. На самом деле, Человек-невидимка больше не может проснуться. Сон продолжается, с ним или без него. Скорая помощь забирает мать Человека-невидимки. Она настаивает на том, чтобы отвезти мать повидаться с семьей на другом конце города. Мать Человека-невидимки стала вся почти из чистого света. Охранники и доктора в больнице почти все время вынуждены носить закопченные стекла. В любом случае, в конечном итоге, и все другие выражения позже бесполезны, мать Человека-невидимки умирает. "Я ухожу, чтобы встретиться с маленьким Иисусом", - ее последние слова, которые она выдыхает на ухо своему сыну. На какую-то минуту его охватывает страх, что она попросит его составить ей компанию, но нет. Она умирает, и все.

"Three flower songs" Уитекера (Eric Whitacre) в исполнении полифонии и Стивена Лейтона (Stephen Layton). Вы начинаете догадываться, до какой степени я люблю этот современный хор, который исследует гармонии и создает нам букеты шорохов, резонансов, которые я нахожу очень приятными. Но пока хватит шорохов, подарим себе небольшое воображаемое путешествие. Мало композиторов умеют делать это достаточно волнующе и дразняще, так, как делает Меркан Деде (Mercan Dede). Это композиция для домашнего театра на сегодняшний вечер.

Звучит «Zefir» Kani Karaca
Звучит «Tche da ti kupim bela seitsa» Mystere Des Voix Bulgares

Человек-невидимка продолжает ходить в школу, он живет социально благополучно, и социальное благополучие живет в нем, занимая свое место в Тиминс, Онтарио, как муха в окне, как оса в глиняном кувшине. Маленький Иисус, больше в нем не нуждаясь, уехал в кругосветное путешествие. Так его вознаградили родители за поступление в университет. Но, к несчастью, он оставил после себя множество последователей. Человек-невидимка, к счастью, не из них. Человек-невидимка больше не учится хорошо, ему это больше не интересно, он больше не побеждает в конкурсах орфографии. Он открыл для себя секс и поэзию. Не волшебный наркотик, не лекарство от рака, не новые планеты, не новые звезды, а именно секс и поэзию. И желание уехать.

Я нахожу вокальные аранжировки болгарских голосов очень изысканными. Речь идет не о нотах композитора, написавшего это пение для хора, а об аранжировщике, о закулисном гении. Теперь, со своей глубокой меланхолией, с гордой грустью уличного танго – Пьяццолла (Astor Piazzolla), тот самый диск с аранжировками Жан-Мари Зейтуни (Jean-Marie Zeitouni) и "Violons du roy". Потом, после него, послушайте хорошенько - будет Штраусс и Рене Флеминг (Rénée Fleming), трепетная смесь эмоций в напряженный момент, ровно, когда нужно. “Ach! Ach! Wo war ich”. Но сначала - "Violons du roy".

Звучит «Canyengue» Astor Piazzolla
Звучит «Ach! Ach! Wo war ich? Tot?, Op 60» Richard Strauss

Надеюсь, что я не слишком испугал вас с этим “Ach! Ach! Wo war ich”. Признайтесь, что, несмотря на серьезность и напряженность, эта музыка слушается вполне нормально в аранжировке Рихарда Штраусса с Рене Флеминг. Теперь, как бывает часто, но не слишком часто, Феликс расскажет нам одну историю, как умеет делать только он. В этой говорится о короле, английском ли короле, или бельгийском, или о короле страны Феликса - угадывать нам.

Звучит «Le roi heureux» Félix Leclerc
Звучит «Le lit» Léo Ferré

Феликс рассказывает о короле, Лео рассказывает о постели. Все так, как и должно быть. И вы слушаете Даниэля Лавуа на "Espace musique". Теперь - момент самоанализа в исполнении одного известного специалиста по самоанализу, Джона Колтрейна (John Coltrane), задающего вопрос, музыкально, конечно: "Знаете ли вы, что такое любовь?" "Do you know what love is?" Если знаете, то вы всегда можете мне написать на lavoielibre@radio-canada.ca, и я постараюсь сделать так, чтобы мсье Колтрейн получил ваш ответ.

Звучит «You don't know what love is» John Coltrane
Звучит «Sea change» Dave Douglas

Человек-невидимка прогуливается по улицам города Квебека, скользя взглядом по поверхности вещей, как субмарина. Единственная его часть, которая выступает над поверхностью - это его перископ: , то появляющийся, то убирающийся, то появляющийся, то убирающийся. Игра Человека-невидимки. Осторожно! Молчите. Вот он опять уходит. Буль-буль, буль-буль. Человек-невидимка теперь постоянный житель Квебека. Это его первое постоянное жилище после Тиминса. Он в стране добрых воскресений. Он получил там гражданство, первый чек на социальное обеспечение, теплую руку правительства на своей заднице. Именно здесь начинаются настоящие приключения Человека-невидимки. Именно здесь драмы и комедии его жизни становятся одним целым, полностью неотделимыми одно от другого, близнецы боли.

Этот диск - все то, что я люблю в альбомах. Все красиво, добавить нечего, атмосфера, охватывающая весь альбом, и особенно - очень вдохновенные музыканты. Дейв Даглас (Dave Douglas)и альбом "Charmes of the night sky". Теперь - Шостакович. А что? Не всегда же ему в отпуске быть. Музыка реальная, но, уверяю вас, мягкая-мягкая! Другой Шостакович, для послеполуденного времени, залитый солнцем, как только возможно! Но вечером - его "Ларго" из струнного квартета N8. Дмитрий Шостакович в исполнении квартета Бородина.

Звучит «Quatuor No 8, Op 110: Largo» Dimitri Chostakovitch
Звучит «Sonate No 3, Op 23: 3e mvt Andante» Alexandre Scriabine

Я просыпаюсь снова возле нее, я покрыт ее ласками, которые не забываются. Она красива как бы по привычке. Она красива не нарочно. Она - последняя, кого я ожидал бы увидеть в моей постели. Она оставила своего ребенка на выходные у родителей. И она спит. Спит, как волчок на оси дня. Это мог бы быть любой город, это могла бы быть любая женщина. Я встаю. Я вижу свое белье, сваленное в куче на полу, как будто меня без предупреждения телепатически перенесли на планету ее тела. Снаружи нет определенного сезона. Облака тянутся, насколько хватает глаз, серые и засаленные, как испачканные косметические подушечки. Я иду на кухню и готовлю себе растворимый кофе. Свистит чайник, мяукает кошка. Я смотрю в окно. Выливаю в раковину нетронутый кофе, достаю себе пива из холодильника, открываю его, пью прямо из бутылки. Смотрю в окно. Поворачиваю голову в кухню. Я один. Она в моей комнате. Она сидит на краю кровати, как женщина сидит на берегу реки. Она одна. Мы одни.

Вот кто хорошо увел нас от Шостаковича. Отрывок из сонаты N3 Скрябина в исполнении Марк-Андре Амлена (Marc-André Hamelin). Надеюсь, что вы отчасти разделяете мою любовь к этому диску дуэтов для виолончели и скрипки "Interwar duets", который я достаточно регулярно ставлю. Столько музыки всего для двух трепетных струнных инструментов. Оба струнных инструмента - Оливье Туан (Olivier Thouin) и Егор Дьячков и "Preluduim" Хонегера (Arthur Honegger).

Звучит «Duo No 1, H 157, Preludium» Bohuslav Martinu
Звучит «Bim-Bom» Joao Gilberto

Я просыпаюсь один у себя дома, встаю и иду за пивом к холодильнику. Я иду по ковру разбитого стекла, разбитых мечтаний. Я смотрю в окно и наблюдаю за медленным и шумным совокуплением машин на территории стоянки. Мои мысли скользят к образу имени той, которую я люблю. Ее имя написано на склоне горы, ее имя, большое и ясно различимое, как слово "Голливуд", нависающее над городом потерянных ангелов (прим. перев.: игра слов – Los Angeles – Lost Angeles – потерянные ангелы). Я поворачиваюсь, и она здесь, на кухне, она завтракает. Тосты и кофе. Она одета только в одну из моих старых футболок. Она улыбается мне и исчезает. Ее тень остается приклеенной к полу. Я осторожно отклеиваю ее, бережно складываю и аккуратно кладу в один из ящиков. Фантастика и жвачка.

Единственная песня длительностью в 1 мин 14 сек, которую я знаю. Но в ней все есть, даже создается впечатление, что она длиннее. Поставлю-ка я ее снова. 1 мин. 14 сек. Послушайте.

Звучит «Bim-Bom» Joao Gilberto

Вот такой дуплет мини-песен Антонио Карлоса Жобима (Antônio Carlos Jobim) с Херби Маном (Herbie Mann) и Хао Хильберто (João Gilberto).

По меньшей мере, весьма удачное объединение - Бебо (Bebo) и Сигала (Diego El Cigala), уникальный звук - певец фламенко и кубинский пианист. Красиво!

Звучит «Veinte anos» Carlos Puebla
Звучит «Pianelle» Sieur De Sainte-Colombe

Под звуки виолы заканчивается 76 выпуск "Лавуа либр". Надеюсь, что дорога показалась вам хорошей, благодаря, помимо прочего, еще и поэзии Патриса Дебьяна, ревю "Омнибус", в который вошли сборник "L'homme invisible" ("Человек-невидимка") и "Cascadeurs de l'amour" ("Каскадеры любви"), опубликована эта книга была Французско-канадской библиотекой Сотберри. Благодаря еще и режиссуре Лорен Шалифу, и работе звукооператора Сержа Бридо.

Я начал работать на сцене с музыкантами после почти 15 лет сольных концертов. Признаюсь, что я веселюсь вовсю и желаю курса лечения репетициями всякому, у кого зимняя меланхолия. Музыка целый день - это почти чревоугодие! На той же волне, в тот же час я буду здесь. Доброй ночи, хорошего вечера. Доброй ночи, Левон.

Звучит «Seigneur misericordieux» Levon Minassian

 

 

ВНИМАНИЕ! Интервью записано на слух, и может содержать неточности. Пожалуйста, если Вы нашли ошибку в нашем переводе, напишите нам об этом по адресу info.lavoie@yandex.ru

________________________________________________________________________________________________________________

Сайт создан и поддерживается поклонниками Даниэля Лавуа с целью популяризации его творчества info.lavoie@yandex.ru
Le site est créé et tenu à jour par les admirateurs de Daniel Lavoie dans le but de la popularisation de son œuvre.
Авторы переводов: Наталья Кривонос, Алла Малышева, Лиза Смит
© Воспроизведение переводов возможно только с разрешения администрации сайта и с указанием ссылки на источник