Радиопередачи Даниэля Лавуа на Радио Канада. <br /> <b>Notice</b>: Undefined variable: myrow in <b>/home/u235699/lavoie.ru/www/radio.php</b> on line <b>33</b><br />
     
  111  
 
Выпуск 40
Дата выхода: 2011-04-17
 

"Лавуа либр". Начали!

Добрый вечер, дорогие любители попкорна и разнообразной музыки, волнующей и красивой музыки! Моя официальная цель на сегодняшний вечер - взволновать вас, а еще - заставить вас пошевелить попой, если она расслабленно угнездилась в кресле, еще - удивить вас пару раз и, возможно, дать вам открыть для себя музыку, которой вам не хватало в жизни. На следующие два часа с вами Даниэль Лавуа. Я буду не один, меня будет сопровождать, хочет он того или нет, Патрик Копэнс (Patrick Coppens). Я буду читать его "мудреные сочетания полезных слов в изменчивом небе" ("Ciel convertible"), книгу, опубликованную в издательстве "42 параллель" (42e parallèle). И - не впадая в, скажем так, «весеннюю» музыку, - все же мне хотелось бы, чтобы мы для начала улыбнулись с таким исполнителем, как Флорес. Ошибиться невозможно: Пауло Флорес (Paulo Flores) и милая песня "Lua de San Francisco"

Звучит Paulo Flores “Lua de San Francisco”
Звучит Celso Fonseca “Litoranea”

Одна самба может прятать в себе другую. Это были Челсо Фонсека (Celso Fonseca) и Клара Морено (Clara Moreno). Самба - она вроде мартини, который можно и сам по себе пить, к тому же к нему слишком легко пристраститься. Вот оригинал, единственный, насколько я знаю, уникальный. Мсье Джей Джей Джонсон (Jay Jay Johnson), произведение, подчеркивающее чуство юмора мсье Джонсона. "Jay bird" с "Savoy session" Мсье "Jay bird" Джонсон сам превосходный тромбонист.

Звучит Jay Jay Johnson “Jay Bird”
Звучит Richard Rodgers “My romance”

"My romance" в исполнении Бобби Сью (Bobby Shew) и Карла Фонтэны (Carl Fontana) - вот во что перешла музыка Джей Джей Джонсона за время одного поколения, за 20 лет. Конечно, она усложнилась и стала утонченнее. Еще она теперь четче сформулирована, лучше проработана, вы не находите? Чтобы создать философию ... двух эпох, в которых, как и во всех остальных, впрочем, хватало и гениев, и всякого барахла. Это был философско-музыкальный уголок для вас сегодня. Сейчас один из моих любимых старых певцов. Некоторые осмеливаются говорить о нем, что в старости он стал неинтересен. Ложь, втройне ложь, за исключением того факта, что он умер слишком молодым. Его музыка неподвластна времени и всегда полна приятных сюрпризов. Предоставляю вам угадать, кто поет.

Звучит Félix Leclerc “La Gigue”
Звучит Omar Faruk Tekbilek “Hijaz Raks”

Если вы подумали, что это Феликс Леклер (Félix Leclerc), то вы совершенно правы. А после него был Омар Фарук Тебилек (Omar Faruk Tekbilek). Мсье Омар принадлежит к когорте великих турецких музыкантов, которых я открыл для себя некоторое время назад. Ладно, "когорта" - это преувеличение, но все же есть довольно много композиторов и аранжировщиков, которые пишут экзотическую, текучую музыку с флейтами и ударными, со своеобразными музыкальными приемами, с которыми я продолжаю вас знакомить. А теперь пойдемте со мной, мы сходим в Большую Оперу Фрайбурга («The opera gala»), где мы попадем на концерт и будем с наслаждением ждать "Belle fille de l'amour" ("Bella figlia dell'amore"). Вы все, конечно, узнали 3-й акт "Риголетто". Сегодня вечером с Анной Нетребко, Элиной Гаранча (Elīna Garanča), Рамоном Варгасом (Ramón Vargas) и Людовиком Тезье (Ludovic Tézier) симфонический оркестр Фрайбурга и Баден-Бадена, выходят артисты, внимание, сейчас начнется... Вы скоро окажетесь в неизведанных землях.

Звучит Giuseppe Verdi “Bella figlia dell'amore”
Звучит Moraito “Buleriando”

У Морайто (Moraito) нет утонченности Винсенте Амиго (Vicente Amigo), но если вы ходите, к примеру, на курсы фламенко, я уверен, что он отлично соответствует вашей хореографии, от него исходит столько энергии, буквально желания танцевать! Ладно, я вмешиваюсь в то, что меня не касается, поскольку я никогда, к сожалению, не танцевал фламенко. Ну, чтобы заслужить прощение, или осуждение - зависит от того, насколько вы любите флейту, я имею в виду самую простую флейту, бамбуковую или деревянную, вот маленький отрывок, дразнящий, образный. Не знаешь, откуда он, но чувствуешь, что издалека. С Чаком Джонки (Chuck Jonkey) и его проектом "World flutes" ("Флейты мира") - "Durmo".

Звучит Chuck Jonkey “Durmo”
Звучит Trio Joubran “Laytana”

Это было палестинское трио. Мы знаем Палестину немного по политике, но едва знакомы, ну, по меньшей мере, я едва знаком, с ее музыкой. Таинственная музыка, созданная семьей мастеров-производителей арабских флейт, они занимаются этим ремеслом уже несколько поколений. Трое братьев, может быть, трое молодых Моцартов этой семьи, братья Жубран (Joubran) и трио с таким же названием. Вы слушаете Даниэля Лавуа на "Espace musique". Теперь - кое-что из Баха, произведение немного, скажем так, математическое. Некоторые люди мне иногда говорят, что им трудно слушать эти тяжеловесные конструкции Иоганна-Себастьяна. И все-таки послушайте. Элен Гримо (Hélène Grimaud) сыграла тонко, очень мягко. Забудем о математике и услышим поэзию.

Звучит Johann Sebastian Bach “Prelude No 20”

День, когда настойчиво стучится смерть,
когда не действуют правила.
Избыток ума оскорбляет мысль.
Избыток размышлений докучает.
Вы избавляетесь ... от безжалостного учителя,
униженного своей наукой.
Еще не родился тот кретин,
который помешал бы мне вытатуировать мое число.
Знаток ... предательства. ...
Обращение, древнее таинство,
которое возвращается в религию путем поношения.
Бесполезное брюзжание, матрешка в божественной тайне,
душевные болячки и другие эпопеи.

Звучит Johann Sebastian Bach “Allemande”

Виола да гамба - это что-то особенное. Красивый инструмент, большой, как виолончель, с широким грифом с белыми ладами. Гамбисты держат его на весу между ног. В то время, когда изобрели виолу да гамба, не подумали о том, чтобы ставить ее между ног, как современную виолончель, поэтому гамбисты должны были крепко прижимать к себе свой инструмент. И все же это с трудом объясняет ... который слышен в звучании виолы да гамба.
Теперь - небольшой похоронный вальс, танец (“Danse macabre”), предлагаемый Збигневым Прейснером (Zbigniew Preisner), это музыка польского театра.

Звучит Zbigniew Preisner “Danse macabre”

Проблеск страха
При входе в ад
Где танцуют проклятые
Словом

Бог изгнан оттуда
Обожженый слезами
Опьяненный фимиамом
Пришедший в себя
От отчаяния

Его мир бессилен
Его небо пусто
Существуем ли сейчас
Во тьме, достаточной
Чтобы гордиться моими крыльями?

Жестокая любовь
Низвергла меня
Меня пощадили, оставив витать
Ничто не пойдет
Против твоей воли
Мое царствование еще не завершено

Звучит Igor Stravinski “Sute Italienne”

Это был отрывок из произведения великого Игоря Стравинского. Вальс, или, точнее, серенада в ритме вальса, сыгранная Ларсом Войтом (Lars Vogt) и Трульсом Морком (Truls Mørk). Уже давно я не приглашал Ромуло Лареа (Romulo Larrea), и я даже рассердился на себя за это, поскольку это музыкант прямо для нашей передачи. Вот, наконец, и он, после слишком долгого отсутствия ... который играет нам ураганное танго. Вот великолепная "Adios, nonino" Астора Пьяццолы (Astor Piazzolla) в исполнении ансамбля Ромуло Лареа.

Звучит Astor Piazzolla “Adios, nonino”

Вот. Вы слушали ансамбль Ромуло Лареа. ... чтобы узнать, кто этот пианист, в конце концов, он с таким пылом сыграл нам эту вещь. Нужно же знать, кто это. И находим - Поль Клопсток (Paul Klopstock), фортепиано, который сыграл "Adios, nonino" Пьяццолы. Вы слушаете Даниэля Лавуа на Espace musique. А теперь - "Island" Арилда Андерсона (Arild Andersen). Произведение очень образное и усыпляющее, что нам как раз и подходит в это время в воскресенье вечером. Тем более для тех, кто живет в приморских районах, там время на час позже. Позвольте себе уплыть в норвежский туман. А в приморье вы вольны выбрать свой собственный туман.

Звучит Arild Andersen “Island”

Ветер, дующий из пустыни
Хищная тишина
Возобновляется обмен

Обезоруженный
Ты никогда не будешь побежден

Красивый, несмотря на нескромность
Ревнивое освещение
Слишком чувствительный к похвале
Неистовствующей ночи

Если бы я был богом
Я не создал был из этого мир
И если бы я был поэтом
Кто-то сказал бы мне это

Мы отравляем ничтожность
Обласкиваем несчастье
Лишенный всего творит свое
Но однажды
Тень выплюнет эти слова

Звучит “Edo Lullaby”

У подножия неба - голубая стена. ...
Вы докучали мне просьбами сотворить чудо.
Я бросился с вершины времен.
Я изменил камни на рассвете и тяжесть на сердце музыканта,
но следующее поколение снова требует у меня манны и ...
Им ничего не будет дано,
я излечу их от ненасытной потребности в чудесах.

Это был Эдо Лаллабай (Edo Lullaby) в исполнении "разных артистов". Я понимаю наши трудности с запоминанием японских имен, но все-таки хотелось бы, чтобы нам указывали хотя бы одно- два имени. Второе произведение совершенно точно было колыбельной. Надеюсь, вы еще не спите? Если да, вы пропустите знаменитого Жоржа, так как он появится именно сейчас. "La mauvaise herbe", мсье Брассанс (Georges Brassens), "La mauvaise herbe".

Звучит Georges Brassens “La mauvaise herbe”
Звучит Eddie Del Barrio “I'M Okay”

Все-таки радио - это волшебство, разве нет? Мы только что присутствовали на историческом концерте, объединившем Стэна Гетса (Stan Getz) и Кенни Беррона (Kenny Barron) в Копенгагене 1991 году, в нашей студии или в вашей машине, это же чудесно! И - любимый жанр - я предлагаю вам еще один прыжок в не такое уж далекое прошлое с молодым человеком, которого нам представляют как Жака Бреля (Jacques Brel). Похоже, у него есть талант.

Звучит Jacques Brel “Les Pieds Dans Le Ruisseau”
Звучит Victor Young “My foolish heart”

Примерно в то же время, когда великий Жак блистал на большой сцене, в 1961, в Ван-Гарде, пригороде Нью-Йорка, на совсем маленькой сцене выступал Билл Эванс (Bill Evans), ужасно пристрастившийся к наркотикам, и, несмотря на свое падение, плывущий по океану гениальности. "My foolish heart".
И это еще не конец, сейчас я вам это неоспоримо докажу. В тот момент, когда вы его совсем не ждали, он появляется ... в Париже, в 50-х годах. И кто же это? Борис Виан (Boris Vian).

Звучит Jimmy Walter “On n'est pas la pour se faire engueuler”
Звучит Martin Speake “Chance of heart”

Наука с трубкой в зубах не обещает
ни отдыха, ни безвредных привычек.
А я люблю точность, десятичные числа боли
или цифры несчастья.
Наука вмешивается повсюду.
Завтра она породит ангелов, ученых,
нетерпеливо тянущихся к опасности.
Скука - это боль, перебирающаяся
из одного зеркала в другое,
от них к вам.
Потерпевший кораблекрушение на островах недоверия отвергает море.
Все было бы куда проще,
если бы вы согласились признать меня.
Нет, мастер. Сегодня - дорога, завтра - ров.
Дерзайте, дерзайте, копайте.

Вы слушали европейский джаз, приятно меланхоличный и великолепно создающий атмосферу в исполнении Мартина Спика (Martin Speake) с Бобо Стенсоном (Bobo Stenson), Миком Хаттеном (Mick Hutton) и старым Полем Мосьеном (Paul Motian). Я говорю "старым", потому что он родился в 1931 году и играет до сих пор, хотя ему уже 80 лет, часто с музыкантами намного моложе него, его последний диск выпущен в 2010 году. И я почти забыл про воскресенье, день Создателя, уверяю вас, я все наверстаю в последнюю минуту с грандиозной и потрясающей "Ich habe genug" Иоганна Себастьяна Баха под управлением Бернара Лабади (Bernard Labadie) в исполнении Карины Говэн (Karina Gauvin).

Звучит Johann Sebastian Bach “Ich habe genug”

Вот так и заканчивается сегодняшний вечер. Спасибо всем, кто написал мне письма: Александр, Мари-Клэр, Франсуа, Мишель, Анна, еще одна Анна, приславшая мне длинное письмо со скрупулезным разбором музыки, Марион, Ксения, Кристель, Евангелина, Адриана. Спасибо! Режиссер передачи, как и всегда, Одиль Маньян и ее помощница Терез Лозо, звукооператор - Пьер Левек. Мой товарищ - это самое подходящее слово - Патрик Копэнс и его "Изменчивое небо" на "42 параллели". В студии был Даниэль Лавуа, который желает тебе хорошей недели и работы на земле, неважно где, в городе, в пригороде, на солнце. Или, если ты предпочитаешь, ... Где хочешь. И я оставляю тебя с моим почти самым любимым произведением, из тех, что я знаю, оно лучше всего подходит для завершения передачи, Стивен Лейтон (Stephen Layton) и его многоголосый ансамбль. Спокойной ночи, хороших снов.

Звучит Morten Lauridsen “Lux Aeterna /O Nata Lux”

 

 

ВНИМАНИЕ! Интервью записано на слух, и может содержать неточности. Пожалуйста, если Вы нашли ошибку в нашем переводе, напишите нам об этом по адресу info.lavoie@yandex.ru

________________________________________________________________________________________________________________

Сайт создан и поддерживается поклонниками Даниэля Лавуа с целью популяризации его творчества info.lavoie@yandex.ru
Le site est créé et tenu à jour par les admirateurs de Daniel Lavoie dans le but de la popularisation de son œuvre.
Авторы переводов: Наталья Кривонос, Алла Малышева, Лиза Смит
© Воспроизведение переводов возможно только с разрешения администрации сайта и с указанием ссылки на источник