Радиопередачи Даниэля Лавуа на Радио Канада. <br /> <b>Notice</b>: Undefined variable: myrow in <b>/home/u235699/lavoie.ru/www/radio.php</b> on line <b>33</b><br />
     
  111  
 
Выпуск 95
Дата выхода: 2012-09-24
 

Скачать передачу

Аудиофайл к передаче будет доступен по ссылке ограниченное количество времени. Если файл уже недоступен, но Вы хотите его скачать, пишите нам по адресу info.lavoie@yandex.ru

"Лавуа либр", начали!

Шансы, которые у нас есть на то, чтобы остановиться, вытянуть руку и ни до чего не дотронуться, невелики. Жизнь бурлит по другую сторону окна, все больше и больше холодает. Я оставила гореть свечу несколько лишних секунд, время на то, чтобы вытащить фотографию из альбома. Мне нужно, чтобы кто-нибудь одолжил мне обложку.

Добрый вечер и добро пожаловать на самую короткую для вас дорогу, чтобы пройти от 19:00 до 21:00. Я говорю "Lavoie libre", что полностью соответствует и самому Лавуа. [игра слов: название передачи как звучит как "La voie libre" - "Свободная дорога", точно также звучит "Lavoie libre" - "Свободный Лавуа", а если воспринимать чисто на слух, то еще и "La voix libre" - "Свободный голос"] Даниэль к вашим услугам, дамы и господа! И, если вы хотите отправиться в путь, то я возьму вас с собой в маленькое кругосветное путешествие, очень спокойное, я вовсе не ставлю себе задачу перевозбудить вас в конце выходных. Конечно, будут и стихи. Сегодня вечером вы услышите Эме Верре (Aimée Verret). "Эме" пишется как "A", "i", "m", "é", "e". Поэтесса и ее сборник, вышедший в издательстве "Triptyque" в 2010 году, "Ce qui a brûlé". Я сказал "очень спокойное", но, чтобы потрясение от конца бешеной недели не было слишком жестким, мы начнем понемногу сбавлять ход. Чтобы вычерпать до конца все остатки энергии из ваших набегавшихся ног, прыгнем на юг, на Кубу, если бы точнее. «Coge Este Tumbao»

Звучит "COGE ESTE TUMBAO" ORLANDO VALLE "MARACA".
Звучит "ROSA MORENA" DORIVAL CAYMMI.

Жобим нашел такой подход к мелодии, что он останется в веках, а голос Жоао Жильберто (João Gilberto) придает ей оригинальное и не-пов-то-ри-мое звучание! Как, впрочем, и голоса этих двух старых уважаемых джазовых исполнителей, которые прозвучат за ним. Произведение Джорджа Гершвина, исполняют Элла Фитцджеральд и Луис "Сачмо" Армстронг (Louis “Satchmo” Armstrong) и прекрасная запись, богатая и великолепно восстановленная. Три легенды по цене одной, Фитцджеральд, Армстронг и Гершвин, "I got plenty o’ nothin’".

Звучит "I GOT PLENTY O' NOTHIN'" GEORGE GERSHWIN, IRA GERSHWIN, DU BOSE HEYWARD.
Звучит "EMILY" JOHNNY MANDEL, JOHNNY MERCER.

Классика бибопа, «Эмили» с "Big band" Карла Саундерса (Carl Saunders), вовсе не утомительный блюз, музыка, созданная для того, чтобы притопывать ногой, занимаясь чем-нибудь еще. Например, разливая суп или следя за тем, как закипает вода для чая.

Теперь, боюсь, кое-что более напряженное, вынужден вас об этом предупредить, но я давно знаю, что вы не лодыри, и трудности вас не пугают. Так что двигаемся дальше. Не утомительный, чисто приятный отрывок из лирической сюиты Берга (Alban Berg) для сопрано и квартета. Не слишком ищите там сопрано, так как в этом отрывке его нет. Квартет "Kronos".

Звучит "1ST MOVT, ALLEGRETTO GIOVIALE" ALBAN, PERLE, GEORGE BE.
Звучит "SAHNAME" MERCAN DEDE.

Мне очень понравился контраст между абстрактным миром Берга и восхитительной таинственностью Мерчана Деде (Mercan Dede). Автор последнего прозвучавшего произведения – Аркан Ален (Arkin Allen) [ Мерчан Деде – псевдоним Аркана Алена], плодовитый и изменчивый композитор, ди-джей, музыкант в многочисленных проектах.

Теперь - француз, который пишет, как мне кажется, вполне удачный джаз. У него есть собственный, очень личный почерк, и он никогда не попадается в ловушку "тридцати нот в секунду". Эрик Трюффаз (Erik Truffaz) и "Beauté bleue".

Мне очень нравилось видеть, как цвета меняются с каждой страницей, по мере того, как проходят годы. Теперь я должен смотреть дату на обороте, потом отбрасывать ее. Вырезать головы и менять их местами. Скрести ногтем поверхность, чтобы снова увидеть свое лицо, переворачивать картинки, чтобы напомнить себе настоящий цвет стены. Жить где-нибудь так, как носят одежду, - просто потому что тебе идет и тебе холодно? Я ушиб себе палец ноги о мебель, это моментально расширило пространство. Напрасно я всюду ищу, мне всегда попадаются только куски моего тела, и всегда разные. Будильник не прозвонил. День не начнется никогда.

Звучит "BEAUTE BLEUE" ERIK TRUFFAZ.
Звучит "QUATUOR NO 1, OP 16, 3E MOUVT" ERICH KORNGOLD.

Я прогуливаюсь, держа за руку свою тень. Позади нас - никаких следов; это будет наш секрет. Улицы не пустынны, и все же достаточно закрыть глаза, чтобы создалось такое впечатление. Можно смоделировать мир по своему желанию, разрушить собор, наступив в лужу. Почему же такие унылые лица?

Говорят, я не туда свернул. Здесь отбрасывают сразу несколько теней. Цвета и звуки делаются едва заметными; кажется, их беспричинно оставили здесь. Я делаю несколько шагов, я приближаюсь к тому же месту, откуда ушел. Небо холодное и гладкое. Если бы я заговорил, мой голос стал бы облачками застывшего пара над моей головой. Можно было бы видеть на мили вокруг.

Мы слушали отрывок из первого струнного квартета Корнголда (Erich Wolfgang Korngold). Хотите узнать, почему я люблю Корнголда? Он драгоценен, легок и блистательно удерживает наше внимание в течение всего времени исполнения, 5 мин. 01 сек. А вот и мсье Бах появился. Я уж начал бояться, что сегодня его не будет, но нет, вот он, с Андреасом Шоллем (Andreas Scholl) и "Collegium vocal orchestra" под управлением Филиппа Херруэйга (Philippe Herreweghe). Добрый вечер, мсье Бах, добро пожаловать, что Вы предложите нам сегодня вечером? Часть из Вашей кантаты N 170? Давайте эту часть целиком, ладно? Которую именно? “Души желанная услада, радостный покой”. Посмеемся сегодня вечером, мсье Бах?

Звучит "VERGNUGTE RUH, BELIEBTE SEELENLUST, BWV 170 1. ARIA" JOHANN SEBASTIAN BACH, GEORG CHRISTIAN LEHMS.
Звучит "CON QUE LA LAVARE?" JOAQUIN RODRIGO, JUAN VASQUEZ.

"Как смыть?", "¿Con qué la lavaré?". Несомненно, нам представляется трагическая история. Из "Quatro Madrigales Amatorios" с Кейт Ройял (Kate Royal) и "Orchestre d'académie de Saint-Martin in the fields". Мсье Бах пришел не ради одного-единственного произведения. Вот и снова он, с Акико Суанаи (Akiko Suwanai). Аллегро assai. И я совершенно не могу вам объяснить, что такое "assai". Оно пишется "a", "s", "s", "a", "i". В любом случае, это отрывок из концерта N1 для скрипки Иоганна Себастьяна Баха.

Звучит "CONCERTO/3RD MOVT, ALLEGRO ASSAI" JOHANN SEBASTIAN BACH.
Звучит "BP" EDGAR MEYER.

Это было престо assai. Мой режиссер, Мари-Клод Сонекаль, сообщила мне, что "assai" означает "очень". "Очень аллегро" и "очень престо". Эдгар Мейер (Edgar Meyer), Джошуа Белл (Joshua Bell), Марк О'Коннор (Mark O'Connor) с "BP". Думаю, это название не имеет ничего общего с большим выбросом нефти в Карибском море. Я убежден, что, если хочется поведать о катастрофе, то это делается с меньшей радостью. Раз мы заговорили о радости, послушаем Висенте Амиго (Vicente Amigo) с его веселой группой фламенко, и насладимся моментом чистого счастья. Оле!

Звучит "COMPARE MANUEL" VICENTE AMIGO.
Звучит "A CASA DO QUERER" INCONNU.

Признайте, что эта музыка все же дала нам провести 5 мин в спокойном ожидании вечности. Донати (Rinaldo Donati), бразильская музыка, полу-транс, полу-самба. Теперь - Алина Ибрагимова и Седрик Тибергян (Cédric Tiberghien). Они записали вместе диск произведений Шимановского (Karol Szymanowski), и вечность отлично подождет до конца пьесы.

Звучит "CAPRICCIO, OP 40 NO 1" KAROL SZYMANOWSKI, NICCOLO PAGANINI.

Я прекрасно помню ту грозовую ночь. Мои ноги скользили в ботинках, которые были мне велики. Мокрые волосы, прилипшие к шее, напоминали о деревне и озере. Туда надо было несколько часов ехать на машине. Я вдыхал тишину, как другие гасят свет, чтобы ощупать свое тело и научиться узнавать его. Я топтался на месте, не решаясь шагнуть вперед. Зонтики меня всегда приводили в ужас.

Звучит "TOWARDS THE LIGHT" PAT METHENY.

Я могу петь правильно, но только когда я одна. "Нельзя быть мастером во всем", - повторяла моя бабушка. Я могу лишь позволить своему голосу свободно литься в камышах, чтобы присоединиться к хору тех, кто больше не слушает. Я буду дуть в тростинки, и ветер донесет мое пение до слуха моего брата. В нескольких метрах от Тихого океана он будет делать вид, что ничего не слышит, что он здесь случайно. Если Земля и вправду крутится, то через несколько дней я ступлю на то же место, перед волнами, на бульваре Розмон. Останется только плеск волн, запах соли, а потом меня охватит одиночество.

Фортепиано и скрипка, а за ними фортепиано и гитара, они удивительно похожи по текстуре, а если нет, так по настроению. Невыразимо чудесно сыграли Пат Метени (Pat Metheny) и Брэд Мелдоу (Brad Mehldau), рояль. Пьеса с диска "Quartet".

Ален Лепрест (Allain Leprest) не получил такого признания, какого он заслуживал. Не думаю, что именно по этой причине он раньше срока выбрал вечность. Он вел долгую битву с раком, и даже если тот одержал над ним победу, то, смею верить, он в свою очередь сумел приручить смерть. Когда рак вернулся, возможно, он сказал: "Эх". Ален Лепрест, "Donnez-moi des nouvelles". iTunes классифицирует его как "неклассифицируемого", также как и Лео Ферре.

Звучит "DONNE-MOI DE MES NOUVELLES" NATHALIE MIRAVETTE, ALLAIN LEPREST.
Звучит "CONTUMACE" FELIX LECLERC.

Мне очень нравится открывать сезон, это позволяет мне заново ставить весь репертуар Феликса. Это был "Contumace" с нашим великим бардом. Теперь послушаем произведение Вольфганга Хаффнера (Wolfgang Haffner), нечто очень далекое от мира Феликса, с космической и духовной чувствительностью. На самом деле оно могло бы походить на Феликса. Мягкий, полный топографических сюрпризов джаз, "The day before yesterday".

Есть больше нечего. Кожа туго обтягивает исхудавшие скулы. Она как тесное пальто, и трескается в тех местах, где ее сильнее всего недостает. Мне хотелось бы поднять голову и увидеть звезды, но наверху крыша и свет небоскребов. Вода стекает по стенкам душа. Мне больше не хочется быть дома.

Может быть, однажды у меня будет деревянный дом с патио, и я смогу пригласить гостей поесть во дворе барбекю. А может, я буду жить в квартире на верхнем этаже башни, и оттуда будут видны все крыши города; однажды кто-нибудь надумает броситься оттуда вниз. А может, я буду жить в хижине в Гаспези и, открыв утром дверь, увижу, как река войдет в мой дом, не вытерев ноги.

Звучит "THE DAY BEFORE YESTERDAY" WOLFGANG HAFFNER.
Звучит "SACRIFICE" YUVAL RON.

Ювал Рон (Yuval Ron), еще один из аранжировщиков-композиторов, умеющих использовать магию арабской музыки, чтобы сделать из нее туманный и благоухающий пейзаж. Мне очень нравится это использование акустических инструментов в сочетании с синтетическими текстурами. Произведение называлось "Sacrifice", но жертва вовсе не требуется от тех, кто его слушает. ["sacrifice" означает "жертва"]. Перейдем от плохой игры слов к этюду Шопена. От "Sacrifice" к "Tristesse" из этюда 12, опуса 10 Фредерика Шопена в исполнении Маурицио Поллини (Maurizio Pollini).

Звучит "ETUDE, OP 10 NO 3" FREDERIC CHOPIN.

Часы не остановятся, пока мы не дадим им другие имена. Этой ночью все перевели часы назад, чтобы поспать подольше. Мы прилагаем усилия, чтобы жить вместе, уходим в одно и то же время, но не знаем, кто первым пересечет линию прибытия. Как и каждый вечер, я проверил, хорошо ли заперта дверь, прежде чем лечь в кровать. И все же я предпочитаю оставить свет включенным...

Звучит "CYGNE" CAMILLE SAINT-SAENS.

Когда Миша Майски (Mischa Maisky) и камерный оркестр "Orpheus" играют "Лебедя" Сен-Санса, так и хочется в это верить, вы увидели грациозную птицу, плывущую по озеру в "Карнавале животных"? Надеюсь, да.

Теперь - "Эсбьёрн Свенсон трио" ("Эсбьёрн Свенсон трио") и "Шахтер с золотым сердцем", "The goldhearted miner", а вам я оставляю догадываться, откуда родом Эсбьёрн Свенсон.

Звучит "GOLDHEARTED MINER" DAN BERGLUND, MAGNUS OSTROM, ESBJORN SVENSSON.
Звучит "LUX AURUMQUE" ERIC WHITACRE, EDWARD ESCH, CHARLES ANTHONY SILVESTRI.
Звучит "'ROUND MIDNIGHT" THELONIUS MONK, COOTIE WILLIAMS.

После "Эсбьёрн Свенсон трио" была полифония Стивена Лейтона (Stephen Layton), и с "Round midnight" Телониуса Монка (Thelonious Monk) в исполнении Майлза Дэвиса (Miles Davis) заканчивается наше маленькое сегодняшнее приключение. Надеюсь, вы хорошо провели время. Я прочитал вам несколько отрывков из "Ce qui a brûlé", сборника стихов Эме Верре, опубликованных издательством "Triptyque" в 2010 году. Режиссер - Мари-Клод Сонекаль, звукооператор - Пьер Дюлон, для "Espace musique", со мной, Даниэлем Лавуа, вашим любезным ведущим, желающим вам не встретиться с вечностью на этой неделе. Ладно. Если же это случится, то возвращайтесь сюда в следующее воскресенье, на ту же волну, в тот же час, чтобы рассказать нам об этом, а если вам не дадут вернуться, пишите мне на espace.mu/daniellavoie. Доброго вечера, хорошей недели, доброй ночи. И доброй ночи, Левон.

Звучит "SEIGNEUR MISERICORDIEUX" ANONYME ARMENIE.

 

 

ВНИМАНИЕ! Интервью записано на слух, и может содержать неточности. Пожалуйста, если Вы нашли ошибку в нашем переводе, напишите нам об этом по адресу info.lavoie@yandex.ru

________________________________________________________________________________________________________________

Сайт создан и поддерживается поклонниками Даниэля Лавуа с целью популяризации его творчества info.lavoie@yandex.ru
Le site est créé et tenu à jour par les admirateurs de Daniel Lavoie dans le but de la popularisation de son œuvre.
Авторы переводов: Наталья Кривонос, Алла Малышева, Лиза Смит
© Воспроизведение переводов возможно только с разрешения администрации сайта и с указанием ссылки на источник